Размер шрифта:
Изображения:
Цветовая схема:

Карло Гоцци

Карло Гоцци - фотография

Биография

Карло Гоцци (итал. Carlo Gozzi, 1720—1806) — итальянский драматург, вошедший в историю театра как создатель жанра фьябы — театральной сказки, использующей фольклорные элементы сюжета и принципы комедии дель арте. Литературные вкусы Гоцци были консервативны и резко расходились с литературно-эстетическими установками наступившей эпохи Просвещения. Он любил старинную итальянскую поэзию, обожал народную сказку и комедию масок. Своими сочинениями он боролся с реформатором Гольдони. Гоцци упрекал его в дурновкусии, ложном пафосе и напыщенности, вульгарном натурализме и игнорировании народных традиций.

Литературная полемика Гоцци с Гольдони продолжалась несколько лет (1756—1761 г.г.) и в результате привела Карло Гоцци к решению сразиться с соперником на его же поле. Павел Муратов в книге «Образы Италии» описывает, как это произошло:

«Однажды в книжной лавке Беттинелли, расположенной в темном закоулке за Toppe дель Оролоджио, встретились несколько литераторов. В их числе был сам Гольдони. Опьяненный своим успехом, он долго рассказывал о значении сделанного им переворота в итальянском театре, он осыпал насмешками и бранью старую комедию масок. Тогда один из присутствующих, высокий и худой человек, молчаливо сидевший до тех пор на связке книг, поднялся и воскликнул: «Клянусь, что с помощью масок нашей старой комедии я соберу больше зрителей на «Любовь трех апельсинов», чем вы на разные ваши Памелы и Ирканы». Все рассмеялись этой шутке графа Гоцци: «Любовь трех апельсинов» была народной сказкой, которую рассказывали тогда няньки маленьким детям. Но Карло Гоцци не думал шутить, и Венеция скоро убедилась в этом».

25 января 1761 года в дни зимнего карнавала труппа актёров комедии, возглавляемая знаменитым комиком Антонио Сакки, представила венецианской публике первую пьесу Карла Гоцци «Любовь к трем апельсинам». Волшебство, буффонада масок, шутки, пародии, зрелищные эффекты этого сказочного спектакля привели зрителей в восторг. Замысел Гоцци объединить сказку и комедию масок в единый жанр полностью удался.

Этот жанр, в основе которого лежит сказочный материал, в котором причудливо смешиваются комическое и трагическое, получил название фьяба (fiabe teatrali). Воодушевленный успехом Гоцци в течение пяти лет пишет ещё девять театральных сказок – «Ворон», «Король-олень», «Турандот», «Женщина-змея», «Зобеида», «Счастливые нищие», «Синее чудовище», «Зеленая птичка», «Дзеим, король духов» — которые также пользуются непременным успехом, обеспечивая полные сборы. Это был полный триумф. Уязвленный Гольдони навсегда оставил Венецию, перебравшись в Париж.

Поле сражения осталось за Гоцци.

Спектакль «Синее чудовище» в постановке Константина Райкина игрался на сцене около 300 раз и пользовался огромным успехом у зрителей.

Спектакли