Размер шрифта:
Изображения:
Цветовая схема:

«Человек из ресторана» на российской Балтике

«Человек из ресторана» на российской Балтике  - фотография

Легкие деньги: pro et contra

Cамый западный регион России - Калининградский анклав - очень своеобразен и очень театрален. «Сатирикон» приехал на гастроли в светлогорский «Янтарь – холл» и сразу ощутил спокойную мягкость, располагающую созерцательность приморского курорта. Казалось бы – осенняя немноголюдность, золотые октябрьские тона, янтарные россыпи, западный стиль окрестностей и ласковая спокойная прохлада - буквально ни души после захода солнца. Извечный шум морского прибоя да осенний шелест вековых деревьев – дубы, сосны, липы, ели – море леса. И среди этих двух морей, свежестью которых невозможно надышаться, на высоком берегу за толстыми стволами притаились старые добрые немецкие дома, из которых, кажется, вот-вот выбегут Гензель и Гретель. И тут же - отели, санатории, новые частные эстетские виллы - все исполнены с подчеркнутым вкусом, все «с иголочки». Будто могучий традиционный дух этого края преобладает над любыми историческими коллизиями, над всеми перипетиями, случившимися с людьми. Раушен, таково старое название Светлогорска, принимает всех, но оставляет за собой право на первозданный эстетский архитектурный покрой, на свои стильные восточно-прусские добродетели.

20171020_104436.jpg 20171022_095450.jpg

Итак, 19.00. Но уже не видно, куда указывает стрелка знаменитых Солнечных часов в конце роскошно - долгого Променада на набережной. А вот огромный зал «Янтарь – холла», откуда ни возьмись, вдруг заполняется театральной публикой. Зрители приехали со всего побережья и, в основном, конечно, из Калининграда.

20171020_091816.jpg 22549787_10209911663895010_4999809166138468765_n2.jpg

«Человек из ресторана» - спектакль по русской классике. Это сценическая версия предреволюционной повести Ивана Шмелева, поставленная в «Сатириконе» Егором Перегудовым. Главную роль официанта, маленького, небогатого, но с верой в Бога живущего человека исполняет Константин Райкин. В конце первого акта герой вдруг оказывается перед соблазнительной возможностью легкого обогащения – крупную сумму денег, потерянную в пьяном ресторанном кутеже, наверняка бы не хватились хозяева. Но «человек из ресторана», как ни велик соблазн, не кладет ее себе в карман…

Из диалогов со зрителями:

-Я задала себе такой вопрос - а взяла бы я эти деньги? – делится в антракте Елена (экономист в ресторанном бизнесе) - я бы не взяла. Решение вопроса со своей совестью, конечно, идеально передано Константином Райкиным. Мне очень нравится наблюдать за тем, как он выражает сомнения, раздумья. Очень впечатляет - он такая масштабная эмоциональная личность.

- Деньги купеческие, шальные - купцы о них и не вспомнят. А для человека это было единственным средством к существованию. Я в той ситуации хорошо себе представляю метания героя, и скорее всего, взял бы, - высказывает противоположную позицию спутник Елены Владимир (арт-директор в гастрольном бизнесе).

- Не важно – купцы, не купцы – легкие деньги никогда не принесут должного результата, - настаивает Елена, - эти деньги нарушат закон жизненного равновесия: если нашла здесь, могу потерять в другом месте, и больше, чем деньги. Это может коснуться близких людей, и может оказаться потерей, которую потом ничем не возместишь.

- А это как ты проверишь? Вот ты попробуй взять, и посмотри, принесут ли деньги должный результат? – упорствует Владимир, - вот посмотрим, чем спектакль закончится.

В зале очень много молодых пар, людей средних лет, есть большие семьи с молодежью и дружеские компании. Зрители отмечают сильный актерский состав, совсем не показавшийся сложным сценический текст, и абсолютную реальность истории. «Приятно, что это не антреприза, что привезли такой хороший материал», - благодарит Вениамин (администратор в профессиональном спорте). «У нас вообще хобби – когда приезжает Константин Райкин, мы на него всегда ходим. И приятно, что он сейчас приехал с труппой, с театром», - добавляет его друг Сергей (руководитель крупной компании). Что касается реальности истории, в которой человек отвергает большую сумму денег, Вениамин без раздумий отрезает: «Взял бы, и совесть бы не мучила». А Сергей сомневается: «Я бы не взял. Потому что сумма маленькая – это раз. И угрызения совести – это два. Миллионов 8-10 (так на наши нынешние деньги пересчитал сумму из спектакля герой опроса) – это немного для меня»… И вся компания в едином порыве разворачивается к нему: – А сколько бы ты взял? (смеются)

Оригинальный комментарий о спектакле дал Михаил – молодой человек, студент Калининградского института управления, который уже раскручивает собственный производственный проект: «В первом акте я почти не спал. Везде сплю, а здесь нет – это хороший показатель. А что касается денег: крупная сумма – это жесть! Я бы не взял. И шальные деньги, если даже их никто и не хватится, все равно «не по делу уйдут».

В огромном зале «Янтарь – холла» многие заметили невысокого паренька, на вид совсем ребенка, который пришел на спектакль один – он первым купил цветы и программку, а после дождался Константина Аркадьевича, чтобы взять автограф. Оказалось, Ивану 13 лет, он учится в 8 классе и его история нетривиальна:

- Мы с мамой были в Москве. Ехали в метро, и я увидел рекламу театра. Спросил у мамы, можно мы сходим? Мама сказала, что у нас нет времени, но когда «Сатирикон» приедет в Калининград с гастролями, я смогу сходить. И вот театр приехал, я пошел и купил билет.

- Мама дала деньги?

- Нет, у меня собственные накопления, я слегка подрабатываю, листовки раздаю.

- Как человек, который уже сам зарабатывает деньги, что ты думаешь, о герое, который находит большую сумму и возвращает ее владельцу, не берет себе?

- Да, я понимаю, что это очень крупная сумма. Но я, сказать честно, взял бы. Он, я думаю, очень верующий человек. Он верит в Бога и думает, что потом Бог накажет за это. А я считаю, эти деньги ему нужны здесь и сейчас. По сути, я бы взял их для своих родственников, чтобы купить им что-то.

- Скажи, а почему ты подрабатываешь?

- Моя мама - учительница истории, папа - руководящий работник в большой компании. Мне и так родители дают деньги, но хочется их по-своему заработать, понять, что люди чувствуют, когда зарабатывают. Родители мне всегда говорят, что деньги «не куются», и я сам, еще с 6-го класса принял решение, пойти посмотреть, насколько это тяжело. Зарабатываю в час 100 рублей. В месяц выходит примерно тысяч 5. Трачу на концерты, на театр. Хочу быть политиком или актером, снимаюсь в калининградском Ералаше. А политиком хочу быть потому, что я, наверное, умею повести за собой людей, и люди идут. Также я являюсь президентом школьного парламента, и это достаточно серьезно

Театр – тонкая объемная модель мира – и духовного, и материального. Все же радостно, что в этом случайном маленьком опросе мотивы «за» и «против» лихих денег разделили зрителей в неравных долях, с перевесом в сторону «нет». Если «ДА» - то «как признаться», «хочется потратить на семью». И «НЕТ» - потому, что «нам чужого не надо», «плохо обернется» и «хочется верить, что не взял бы»… Темы о человеке, поднятые в двух спектаклях, которые «Сатирикон» сыграл на Балтике, надеемся, как волны раздумий, расходящиеся кругами, расширили радиус воздействия “Человека из ресторана”… Чтобы дать новые ракурсы ответам на вопрос, куда течет человеческий мир.

 

Автор: Екатерина Купреева

25.10.2017

Спектакли