Размер шрифта:
Изображения:
Цветовая схема:

К 80-летию САТИРИКОНА | КЬОДЖИНСКИЕ ПЕРЕПАЛКИ | 1997 | реж. Константин Райкин

К 80-летию САТИРИКОНА  |  КЬОДЖИНСКИЕ  ПЕРЕПАЛКИ  | 1997  | реж.  Константин  Райкин - фотография

Реакция зрительного зала на этот спектакль всегда была предсказуема. Он нравился всем: и молодым, и старшему поколению, нашим постоянным зрителям и новым поклонникам «Сатирикона» и его артистов. Он нравился исполнителям, которые каждый раз выходили на сцену с большим энтузиазмом.

Это было второе обращение театра к драматургии Карло Гольдони. В 1994 году на сцене «Сатирикона» появилась «Хозяйка гостиницы» Александра Горбаня. А спустя три  года Константин Райкин выбрал для постановки «Перепалки», эту простодушную, подлинно народную комедию, которая трогательно, с веселым юмором  показывает любовь автора к маленькому провинциальному городку с его часто нелепыми, наивными жителями, ко всем  их слабостям и недостаткам.

***

Сюжет спектакля был прост и незатейлив. В маленьком приморском городке Кьодже, что всего в нескольких километрах от Венеции, жены, сестры и невесты рыбаков, ожидая их возвращения с моря, коротают время за плетением кружев, сплетнями и беззлобным поддразниванием друг друга. Шелестят коклюшки, стучат по помосту деревянные башмаки, слышен всплеск брошенного в воду камушка. Чуть-чуть кокетства, соперничества и упреков - и тут же в этих южных характерах вспыхивают и ревность и обиды. А как только приплывает шхуна с рыбаками, и они появляются на причале с корзинами рыб огромной величины,  начинаются бурные объяснения, яростные ссоры, упреки и потасовки. И так происходит на протяжении почти всего спектакля. Они ссорятся, кричат, дерутся и при этом никак не могут обойтись друг без друга.

***

Молодые артисты были невероятно увлечены тем, что делают. Особенно выразительным и гомерически смешным был дуэт Григория Сиятвинды и Агриппины Стекловой. Они одновременно пришли в театр в 1995 году. Сиятвинда после окончания Щукинского училища, а Стеклова, еще будучи студенткой ГИТИСа. Оба уже участвовали в двух спектаклях – «Ромео и Джельетте»(1995) и «Трехгрошовой опере»(1996), но это были небольшие роли. Здесь же они ярко проявили себя, можно сказать,  засверкали, демонстрируя и чувство юмора, и комедийное мастерство.   
Он, Падрон Фортунато рыбак, был великолепен. Его гибкая, подвижная фигурка и выразительная мимика постоянно приковывала к себе внимание. Он тараторил, шепелявил, таращил и закатывал глаза, с удивлением глядя на управляющих его жизнью женщин. И делал это все невероятно обаятельно. Она, его жена, рыжеволосая Мадонна Либера, по сравнению с ним крупная степенная женщина, так уморительно ходила, будто прирастала к земле, нежно утешала и баюкала своего мужа, ловко носила его на руках.

***

Нельзя не вспомнить великолепного Падрона Тони, хозяина рыбацкой шхуны (Константин Лавроненко, Максим Аверин - это его первая роль в театре), красавицу Лучетту (Ангелина Варганова), Помощника судьи, примирившего разбушевавшихся героев (Юрий Лахин). Перечислять можно всех -  с таким азартом и вдохновением работали на сцене участники спектакля.

Хороши были декорации (Борис Валуев), мгновенно  превращавшие портовую улочку в набережную канала и наклонный помост. А как красивы были мачты и паруса рыбацкой шхуны на ярком синем небе. Чего стоили трепещущие огромные рыбы в руках рыбаков, разгружавших улов. Костюмы Марии Даниловой усиливали итальянский колорит портового городка. Они украшали кружевами женщин и придавали мужественность мужчинам. Музыка Нино Рота поддерживала итальянскую интонацию и создавала лирическое настроение спектакля.

***

Это был громкий взрывной спектакль. Ритм и скорость происходящего на сцене поражали. А потом, после криков и драк  неожиданно начинал идти снег, отсылая к знаменитому спектаклю Стрелера, и все в изумлении покидали сцену, чтобы вскоре вновь  появиться на ней в ослепительных карнавальных костюмах и масках. Возникала великолепная картина свадебного пиршества с горами красочных яств на блюдах. Дух Венеции побеждал. А Фортунато пускался в пляс. Это был фантастический финальный танец, и «на секунду казалось, что сам Райкин не выдержал и выскочил на сцену, чтобы самолично поставить в спектакле ясную точку», - писали в рецензиях.

***

Отдельно нужно вспомнить оценку этого спектакля критиками. Это был очень важный момент, потому что все писали о Райкине-режиссере с удивлением и похвалой, заявляя, что он настойчиво и успешно осваивает новую для себя профессию и что оценивать его работу нельзя снисходительно, что он заслуживает оценки по высокому счету.

Наталия Гладкова, Екатерина Купреева 


25.10.2019

Спектакли