Размер шрифта:
Изображения:
Цветовая схема:

Хроники САТИРИКОНА | ДОХОДНОЕ МЕСТО | 2003, 2009 | реж. Константин Райкин

Хроники САТИРИКОНА | ДОХОДНОЕ МЕСТО | 2003, 2009 | реж. Константин Райкин - фотография

Пьеса «Доходное место»  была поставлена в «Сатириконе» в 2003 и возобновлена в 2009 году. Это первое прикосновение театра к драматургии Островского. И даже больше – до «Доходного места» в нашей афише не было ни одной пьесы из русской классики! Худрук театра всегда утверждал, что до неё нужно дорасти: «Островский мне нравится больше, чем  все современные авторы, вместе взятые».
И вот свершилось. В режиссуре Константина Райкина спектакль разрушил представление о «старомодных» подробностях быта и языка Замоскворечья в комедиях Островского. «Сатирикон» читал пьесу с присущими   ритмами, энергией, пластикой, музыкальностью и темпераментом, абсолютно оправдывая тезис Константина Аркадьевича: «Это очень мускулистая, ёмкая драматургия, очень событийная, действенная, а потому и зрелищная, дающая огромные возможности для театра».

***

Спектакль был черно-белым и очень стильным. Сценограф Борис Валуев поставил всю мебель на колесики, поэтому стулья, столы и диваны были легки и подвижны, беззвучно катались по сцене и даже пускались в пляс.

Было много остроумно  придуманных сцен. Замечателен танец  Юсова (Алексей Якубов или Григорий Сиятвинда) с кружением по сцене на двух стульях, где старый чиновник превращается в кучера, а его младшие товарищи-подпевалы и половые трактира счастливы изображать четверку лихих коней.  Полинька (Глафира Тарханова) от скуки и ничего неделанья каталась по сцене, лежа животом  на табуретке. А в  финале спектакля, все столы, стулья и диваны вдруг неожиданно отрывались от пола, взлетали и застывали в воздухе.

***

Райкин подробно и внимательно вникал в психологию героев и разрабатывал характеры, каждого персонажа со своим резоном. Полинька в спектакле – совсем не забитая робкая девушка, но необразованная и внушаемая, легко подпадает под влияние сестры и матери. Мамаша Кукушкина (Анна Якунина, Марина Дровосекова, Лика Нифонтова) как умеет воспитывает дочек в послушании и аккуратности и готова на многое, чтобы хорошо пристроить их замуж, и никогда с присущей ей экспрессией не перестает участвовать в их судьбе.

Жадов (Денис Суханов, Алексей Бардуков) – идеальный герой-одиночка, чистая душа, не подвержен никаким искушениям, труженик, борец со взятками,  уставший и измученный постоянными невзгодами и жалобами жены, в финале мучительно прощается со своими принципами и приходит к дяде, которого всю жизнь презирал, просить доходное место. Узнав о разоблачении всей своры взяточников, признает свой позор и по желанию автора произносит страстную речь о ныне навсегда непоколебимых принципах и надеждах на будущую справедливую жизнь: «…Теперь я не изменю себе. Если судьба приведет есть один черный хлеб — буду есть один черный хлеб. Никакие блага не соблазнят меня, нет! … Если вся жизнь моя будет состоять из трудов и лишений, я не буду роптать... Я говорил, что есть надежда на лучшее будущее, что начинает создаваться общественное мнение.., что в юношах воспитывается чувство справедливости, чувство долга, и оно растет, растет и принесет плоды…»

Постановка 2003 года:

Вышневский – Юрий Лахин, Анна Павловна – Марина Кангелари, Жадов – Денис Суханов, Юсов - Григорий Сиятвинда, Алексей Якубов, Кукушкина – Анна Якунина, Марина Дровосекова, Полинька – Глафира Тарханова, Юленька – Елена Тимченко, Наталия Рыжих и др.

Возобновление спектакля 2009 года:

Вышневский – Денис Суханов, Максим Аверин, Анна Павловна – Марьяна Спивак, Жадов – Алексей Бардуков, Юсов - Григорий Сиятвинда, Алексей Якубов, Кукушкина – Лика Нифонтова, Марина Дровосекова, Полинька – Глафира Тарханова, Юленька – Яна Давиденко, Полина Райкина и др.

10.03.2020

Спектакли