Размер шрифта:
Изображения:
Цветовая схема:

КОРОЛЬ ЛИР ушел в историю/остался в сердце

КОРОЛЬ ЛИР ушел в историю/остался в сердце - фотография

23 июля зрительный зал «Сатирикона», актёры, вся постановочная часть, наши капельдинеры, наши друзья, пришедшие в этот день – весь театр со слезами на глазах простился со спектаклем, который для многих был больше, чем любимой и дорогой работой, больше, чем постановкой. «Король Лир» Шекспира/Бутусова ушел из репертуара. Сейчас, уже не страшась необъективности, можно сказать, это был великий спектакль. Большая удача, победа и любовь «Сатирикона». Огромный этап жизни и истории.  Это был спектакль – долгожитель, он шел на сцене 13 лет, что очень много для нашего театра. И как когда-то «Служанки», «Ричард III», «Великолепный рогоносец», «Макбетт»  и все другие - он ушел на взлёте, на волне зрительского успеха, чтобы остаться легендой  – такова незыблемая традиция «Сатирикона», положенная худруком. О спектакле говорят некоторые актеры «Лира»:

 

Денис Суханов (г р а ф   Г л о с т е р). Это страница в жизни, а может, больше. 13 лет. Мы были другие, мы были просто моложе. Мы знакомились друг с другом, притирались. Во время репетиции было много всяких переделок, и Юра менял нас ролями. Я пробовал и Кента репетировать, и то, что Максим Аверин репетировал потом. Но в итоге остался на Глостере. Помню, мне хотелось  решить его в харАктерном ключеон же все-таки человек взрослый, а моих сыновей играют мои сверстники – хотелось возрастно выделиться. Но, я помню, Юра не пустил меня в эту сторону  –  я как-то выбивался в стиле, который уже начинал выкристализовываться. И взрослость я начал искать изнутри, а не внешним ходом. В течение многих лет Юра вновь и вновь начинал спектакль менять, освежать, придавать ему какое-то ещё звучание. Это не совсем легко, довольно болезненно даже было, но я понимаю, что всё было правильно.  Мы так долго его играли, что он ещё будет жить внутри нас: и жизнь как-то переплетается в него, и он в жизнь. Это какая-то субстанция, какая-то особая закваска, связанная с нашей молодостью. Надо сказать ему спасибо, сказать спасибо друг другу, сказать спасибо Бутусову, Райкину за то, что это было, и так продолжительно – так хорошо, и тепло!  

 

Агриппина Стеклова (Г о н е р и л ь я,  д о ч ь  Л и р а).  Это гениальная драматургия и, на мой взгляд, грандиозный спектакль с потрясающими актерскими работами моих коллег. А самая большая моя печаль - он собирал наше поколение артистов, моих любимых партнеров, моих любимых коллег и просто друзей, с которыми мы сейчас  – в силу того, что жизнь очень скоротечна –  не будем иметь возможности так часто видеться.  Это обида и утрата, и пустота. И заполнить её можно только дав нашей команде, нашей банде, нашему поколению еще одну совместную, важную работу. Мне кажется, мы большая сила.  Мне, конечно, хотелось бы с «Лиром» въехать в новое здание и сыграть его там как заключительный аккорд. А вдруг! Вдруг возникнут такие мысли, и в новом здании  мы дадим неделю легендарных спектаклей!

 

Марина Дровосекова (Г о н е р и л ь я,   д о ч ь  Л и р а). Первый приказ был такой: я – Корделия, Наташа Вдовина – Регана, Граня Стеклова – Гонерилья. Потом мы долго, больше месяца репетировали, и однажды  Юрий Николаевич говорит: «Сегодня так: Марина – Гонерилья, Граня – Регана, Наташа – Корделия». Это сейчас мы привыкли: поменялись ролями – и ладно, а тогда шок был невероятный! Мощно! Шоковая терапия по-бутусовски! У этого спектакля вообще долгая счастливая судьба. Но больше такого, конечно, не будет. Надеюсь, появится что-то  равноценное. Такого масштаба, такого единения в труппе, в коллективе, слияния с материалом, с режиссером – очень хочется этого! Мы долго репетировали, все время Юрий Николаевич что-то менял. Мне кажется, он приходил в течение лет пяти, и перед каждым спектаклем что-то переделывал. Репетировал сцены, менял их местами, менял музыку, менял внутри как ты должен существовать. Он все время в поиске, это нормальное его состояние художника, гениального режиссера. Я помню, он сказал: «Страшно, что спектакль начинает умирать, как только мы сыграли премьеру».

 

Наталия Вдовина (К о р д е л и я,   д о ч ь   Л и р а). В моей биографии два спектакля Юрия Бутусова, одного из самых талантливых режиссёров нашего времени! Мне он давал и даёт возможность всё глубже и глубже проникать в суть явлений и считывать парадоксы нашей жизни посредством театра! В этом спектакле гениальный финал, он был рождён на наших глазах! И это незабываемо!!! Насколько я помню, никаких мук и поисков финала не было. По-моему, Юра его придумал заранее. Мы вышли, он попросил нас сесть и потихоньку подвел к этой мизансцене. И сразу стало понятно, что это гениально!

 

Марьяна Спивак (К о р д е л и я,   д о ч ь   Л и р а). На премьере я, только пришедшая «со школьной скамьи» была ошеломлена, поражена... Помню, как звонила Константину Аркадьевичу, не осмелившись зайти за кулисы, и сбивчиво говорила, как я счастлива, что теперь буду работать здесь, как это невероятно, какие вы все великие... Музыка финальной сцены стояла у меня на рингтоне ещё много лет. Но я не могла себе даже представить и «намечтать», что всего через год по стечению счастливых обстоятельств  введусь в этот спектакль, буду играть бок о бок с Великими, «взрослыми» артистами... Как мне было страшно! Какая ответственность - не опозориться, не ударить в грязь лицом. Как вы поддержали меня тогда, мои родные!!! Спасибо вам! Если бы не Лир, кто знает, как бы сложилась моя театральная жизнь дальше...

 

Константин   Райкин (К о р о л ь  Л и р). Это мое решение, оно очень обоснованное. Есть, конечно, какая-то печаль и горечь в том, что спектакль прекращает свою жизнь внешне в рассвете зрительского успеха. Но мне кажется, это правильно, не надо дожидаться, когда успех начнет спадать, и что-то из процессов умирания начнет быть зрителям заметно. А там, внутри, они мне достаточно очевидны. Более того, я делился этими своими ощущениями с Юрием Николаевичем и нашел в его словах этому подтверждение. Спектаклю уже много лет, как-то мы все повзрослели и постарели. И дело даже не в физическом возрасте – в конце концов, персонажи этой пьесы могут быть и такими – просто стареет сам спектакль, уходит свежесть ощущений, уходят какие-то точности, он обрастает какими-то ракушками. Если сравнивать мою печаль и горечь  с чувством облегчения, которое я испытываю, зная, что мы это сыграли в последний раз, то чувства облегчения больше. Это процесс естественный и правильный.

 

«Король Лир» вошел в репертуар «Сатирикона» 6 октября 2006 года. В сезоне 2006-2007 Константин Райкин был удостоен премии «Золотая Маска» за лучшую мужскую роль в этой постановке. Спектакль стал лауреатом премии «Чайка» как лучший спектакль 2006 года, персонально были отмечены: Тимофей Трибунцев в номинации "Ослепительный миг" (лучший эпизод), Агриппина Стеклова и Максим Аверин в номинации "Некоторые любят погорячее" (лучшая эротическая сцена). Всего мы сыграли 293 спектакля. Последний показ состоялся 23 июля 2019 года.


Екатерина Купреева
Фото: Сергей Петров  

 

 

25.07.2019

Спектакли