Размер шрифта:
Изображения:
Цветовая схема:

«Мы все ученики этого класса» | В «Сатириконе» прошёл Public talk

«Мы все ученики этого класса» | В «Сатириконе» прошёл Public talk - фотография

Каждый из нас видел, ощущал, наблюдал случаи тяжелого принятия «инаковости», жёсткого обращения и даже травли в жизни. Такой негативный опыт есть абсолютно у всех. Каждый из нас – участник травли, – это магистральная мысль нашей встречи со зрителями 27 ноября.

В «Сатириконе» состоялся специальный показ спектакля «Всем кого касается», после которого зрители были приглашены на открытое обсуждение вместе с режиссёром Константином Райкиным, артистами, приглашенными педагогами, подростками и специальными гостями. Ими стали директор Центра толерантности Анна Макарчук, психолог Никита Карпов и лидер группы Национального фонда очаговой алопеции Лилия Кукушкина  человек, лично подвергшийся жестокому обращению и сумевший переломить тяжёлую ситуацию в свою пользу.

***

Современная пьеса Даны Сидерос «Всем кого касается» говорит о травле подростка в школе, но она не только про буллинг. История метафорична, иносказательна и при этом в ней есть новый уровень правды, надежда и свет. Именно это соединение заинтересовало Константина Райкина, который решил поставить пьесу в «Сатириконе» и через неё поговорить о проблемах общества.

На обсуждение в зале осталось много зрителей – около трехсот человек – но разговор получился очень доверительным. Педагоги делали акцент на ощущении напряжения нашего времени, люди делились личными историями, рассуждали, что такое сегодня учитель – герой, благодарили артистов и режиссёра.

***

Никита Карпов, психолог, много работающий с подростками, провел мини-опрос, выяснив, что многие зрители узнали себя в персонажах спектакля, и объяснил, что главная сила, движущая школьными агрессорами – страх: «Туда добавляется необходимость утвердить свою позицию, привлечь внимание, выиграть у конкурентов, но больше всего – страх оказаться не таким, как все, оказаться вне группы. И если быть спокойным, уверенным, доброжелательным к другим человеком, то шансов попасть на роль агрессора или жертвы – минимум».

Анна Макарчук выразила очень затронувшую всех мысль о роли «свидетелей» – не главных действующих лиц, но главных участников нехороших дел. Это пассивные наблюдатели, с молчаливого согласия которых становится возможен любой трагический сценарий: «Не делайте вид, что вас это не касается – это касается каждого. Спасибо, что вам не всё равно!»

Константин Райкин рассказывал о педагогике как о живом деле, где нет жёстких границ, о том, как выстраивалась роль учительницы в спектакле, а она ведет себя очень нетрафаретно: «Иногда вдруг оказывается, что тебя больше всего любят за то, что ты повел себя как бы «непедагогично», – поделился Константин Аркадьевич и добавил, – Травля – это проблема не школьная, она в школе только начинается. Эта пьеса – модель вообще нашей жизни. Наших «лучших», которых мы теперь в школе проходим, их же фактически всех при жизни травили. Мы все – ученики этого класса, который называется «наша жизнь», «наша страна». Но в спектакле всё-таки обнадеживающий светлый финал»…

***

Живым примером этого доброго исхода выступила Лилия Кукушкина, которая сейчас активно помогает людям с внешними отличиями, а таких очень много в России. Она рассказала свою историю девочки, заболевшей алопецией и полностью облысевшей в шесть лет. Можно попытаться представить, через что психологически ей пришлось пройти. Буллеры никогда не действовали на виду, потому что в их школе за это следовала публичная порка. Что тоже было не выходом, а новым витком проблем:

- Самое страшное случилось, когда мне было 16 лет, я уже ушла из школы и столкнулась с травлей впрямую. В колледже ребята создали в соцсети группу, выкладывали туда фотошопленные фото и комментировали, издеваясь от души. В тот момент во мне родился человек, который не хочет больше это терпеть. Я не пошла никому жаловаться, не стала реагировать – потому что это не работает, это только еще больше провоцирует. Я занялась делом. Оказалось, что существует фонд, что такие люди живут полноценной жизнью, что есть программы поддержки в школе, объясняющие, что есть болезнь алопеция, что она не заразна, что не страшно сказать: «Я лысый». Я не вор, не убийца, я просто лысый, – ничего страшного.

***

Уже в финале обсуждения одна из зрительниц совершила, как показалось, очень важный и мужественный поступок. Свою историю человека, подвергавшегося буллингу много лет и молчавшего об этом, вдруг рассказала совсем юная девушка, словно преодолев многолетний давящий её барьер тяжелой семейной ситуации и долгого игнорирования в социуме, страхов, зажимов, отчаяния. Это была очень болевая история, но после обсуждения девушке предложили помощь и представители Центра толерантности, и артисты спектакля, и зрители.

Позитивный финал, описанный в пьесе, возможен. Все люди на разных этапах жизни сомневаются в себе, в своей внешности, в своих способностях, в своей состоятельности. Но реальны и вдохновляющие примеры тех, кто смог ответить на жестокий вызов жизни и победить травлю. Её можно победить. Но очень трудно.

Екатерина Купреева

Отзывы о мероприятии:

Лилия Кукушкина

Ольга Грачева

Галина Романовская

Никита Карпов

28.11.2019