Размер шрифта:
Изображения:
Цветовая схема:

Добрый человек из ресторана

Добрый человек из ресторана - фотография

Константин Райкин отметил 65-летие ролью официанта


Марина Шимадина

 
Молодой режиссер Егор Перегудов, приглашенный из «Современника», поставил в «Сатириконе» повесть писателя-эмигранта Ивана Шмелева «Человек из ресторана». Константин Райкин сыграл в спектакле роль, которую когда-то исполняли Михаил Чехов (в немом фильме 1927 года) и Виктор Сухоруков в постановке агентства «БОГИС».
Егор Перегудов не из тех режиссеров, что делают революции, ищут новый сценический язык и работают с современной реальностью. Он, напротив, как-то показательно, нарочито консервативен. Нет-нет, не в угоду нынешнему идеологическому тренду возврата к традициям, а что называется – по складу характера и склонности души.

Вот, например, повесть почти забытого сегодня православного мыслителя Ивана Шмелева он поставил не почему-либо, а исключительно из любви к русской словесности. Давно мечтал, готовился кропотливо, изучал архивы в Ленинской библиотеке. И к постановке отнесся со всей серьезностью историка: никакого осовременивания или случайных деталей. Костюмы шили по фотографиям начала ХХ века, тщательно восстанавливали звуковую среду – например, в спектакле можно услышать звонок одного из первых в Москве телефонов из музея Скрябина. А Константин Райкин после долгих тренировок научился носить поднос на трех пальцах, как заправский официант.

Все эти усилия в спектакле заметны. Это честная, тщательно выстроенная, профессиональная и интеллигентная постановка с неплохими актерскими работами. Взять хотя бы феерические выходы Дениса Суханова в эпизодических, но невозможно колоритных, гротесковых ролях. Или россыпь остроумных находок, вроде той, где миллионщик каждую минуту по щелчку часов вынимает из кармана новую пачку денег – как фокусник кролика.  

И все же, и все же... Режиссер пытался передать на сцене специфический шмелевский язык сказа, его плавную, хоть и нестройную кантилену жизни, но при этом пренебрег законами драматургическими. Его инсценировке, где самые разные, мелкие и глобальные события сменяют друг друга, как мелькающие за окном поезда пейзажи, не хватает смысловых акцентов, ударных кульминаций. Кажется, вот-вот в жизни героя должно случиться что-то важное, что-то такое, ради чего и стоило затевать весь сыр-бор. Но спектакль длится и длится с невозмутимой монотонностью, и зрители начинают поглядывать на часы: когда же конец...

Тут хотелось бы поставить торжественное «но» и написать, что игра Константина Аркадьевича скрашивает все недостатки постановки. В большинстве случаев так можно сказать о любом спектакле «Сатирикона» с участием его худрука. Но... Вспоминаются «Записки из подполья» Валерия Фокина, которые вышли пять лет назад, к предыдущему юбилею Райкина. И та фантастическая роль с бесстрашным погружением в пучины Достоевского (до сих пор она стоит перед глазами) не позволяет поставить нынешнюю работу рядом.

Да, Шмелев не Достоевский. Его герой скорее продолжает ряд маленьких людей, идущих от гоголевского Башмачкина. Райкин и играет его таким – недалеким и трусоватым, но в сущности хорошим, добрым малым. Как человек бывалый, работающий в ресторане, он утверждает, что знает жизнь. Но на лице его застыло выражение безмерного удивления и страха перед этим изменчивым миром и опасными, на все способными людьми. Слишком смелые мысли любимого сына Коленьки и его связь с революционерами, война, увольнение с работы и смерть жены – все эти несчастья не потрясают его до глубины души, а кажется, еще больше вгоняют в ступор непонимания. Единственное, что остается у этого маленького человека – это честь, несовместимая, казалось бы, с местом службы.

Один из самых ярких и значимых эпизодов спектакля – тот, где Скороходов находит после пьяной пирушки в ресторане пятьсот рублей. Надо видеть, как герой Райкина мучается выбором: то спрячет деньги в ботинок или под рубашку, то спешно бросит обратно на пол, как ноги несут его подальше от места преступления, а совесть с трудом возвращает обратно. В результате он делает правильный нравственный выбор, надеясь, что этот поступок ему «причтется». И действительно, так происходит, когда случай в лице милосердного старика, торговца валенками, спасает его сына от полиции и ареста. И от того же старика герою Шмелева приходит откровение: «добрые люди внутри себя имеют силу от Господа».

Как Скороходов распорядится этой силой? Да, в сущности, никак. Пойдет работать обратно в ресторан, будет растить внучку, прижитую дочерью вне брака, и получать редкие весточки от сына. Жизнь, в общем, налаживается. И на коленях ни разу не стоял, ни-ни...         


ТЕАТРАЛ: Добрый человек из ресторана

Издательство: Театрал Автор: Марина Шимадина 23.10.2015

Спектакли