Официальный сайт театра
Российский государственный театр «Сатирикон» имени Аркадия Райкина
Касса 12:00-20:00 (15:00-16:00) +7 (495) 689-78-44
Отдел продаж 09:00-19:00 +7 (495) 689-78-54
Версия для слабовидящих

Константин Райкин: «Я доставал Табакова расспросами о природе успеха»

Константин Райкин: «Я доставал Табакова расспросами о природе успеха»
17 Декабря 2019

Завершился первый фестиваль учеников Олега Табакова «Атом Солнца». В числе выступающих был художественный руководитель «Сатирикона» Константин РАЙКИН, который начал свой рассказ с оговорки, что не является прямым учеником Олега Павловича, но с юности считает Табакова-артиста и Табакова-человека едва ли не самым важным учителем в профессии и жизни, в целом.

– В Москве самый любимый театр для меня был ефремовский «Современник». Это был «живейший» театр, где к тому же и Олег Павлович играл, а для меня он был явлением в профессии – сказал Константин Райкин. Его Саша Адуев (спектакль «Обыкновенная история») стал для меня, первокурсника Щукинского училища, одним из самых сильных впечатлений в жизни. Родители пошли после спектакля за кулисы, но без меня, я не мог себе представить, что сейчас увижу Табакова, который это сыграл. Пройдет время, меня после училища пригласят работать в «Современник», одной из моих первых работ будет роль в массовке в «Обыкновенной истории», и спектакли, производившие на меня колоссальное впечатление («Всегда в продаже», «Баллада о невесёлом кабачке» и многие другие) я увижу изнутри, как они делаются весело и цинично.

* * *

Я долго не мог привыкнуть к тому панибратству, с которым Олег Павлович относился к Мельпомене. Я – всё-таки, простой сын Райкина. (Гром смеха в зале). Не все знают, но я, вообще, из актёрской семьи, у меня папа был «неплохой артист», и меня учили с детства какому-то «религиозному отношению» к театру. Я был дрессированный театральный ребенок, ходил на взрослые спектакли, умел себя вести тихо, благоговейно. Мой папа-артист был очень дисциплинированным и свято относился к театру. После второго звонка он был уже на сцене, единственный из всех. Поэтому тот градус актёрского хулиганства, который  я увидел по ту сторону «Современника», для меня стал просто ударом по театральной вере.

Олег Павлович как будто специально всех дразнил. Подтрунивание над партнерами, попытки поставить их в неловкое положение во время действия, эта заводившая всех и вся бравада, казалась немыслимой. Чего стоило быть свидетелем, того, как часто Олег Табаков, будучи ещё и директором «Современника», отдавал начальственные распоряжения, уже находясь в гриме. Например, Табаков в образе буфетчицы Клавы (персонаж из спектакля «Всегда в продаже») с подкладными грудями, наклеенными длиннющими ресницами, в чулках, что-то судорожно решает, подписывает, пятясь при этом уже на сцену. И сразу выходит к зрителям!

* * *

Знаете, тогда, первокурсником, после «Обыкновенной истории» я прорыдал всю ночь дома и думал, что никогда мне так, как Табакову, не сыграть.

Для меня Табаков был фигурой настолько занимающей мое внимание, что сложно передать. Он меня будоражил, я с ним всё время полемизировал. Я буквально доставал его расспросами, как понять природу успеха, как ее можно «просчитать»? Я все ходил и спрашивал, до жути надоедливый был, даже не представляю, как, наверное, его раздражал этим: «Олег Палыч, ну, Олег Палыч, как вы такой весь уверенный в себе? Когда вы таким стали? Когда вы поверили в себя?» На что Олег Павлович ответил: «Старик, надо просто один раз поиметь успех и понять, что ты интересен».

Тут я падал внутри себя, рушился! Как после одного раза возможно понять, что ты успешен?! Да я каждый день думаю, что вчера это случайно получилось, а сегодня меня разоблачат. Природу сценического успеха можно сравнить с решением сложного примера в математике. Если успеха нет, значит, ответ неверен, значит, где-то в спектакле допущена ошибка. Конечно, и Олег Павлович, и я с моим самоедским характером, – мы оба правы в отношении к успеху, и оба неправы. В этом вся диалектика  нашей профессии и состоит.

* * *

Олег Павлович научил меня главному –  относиться к каким-то вещам веселее, легче. Этот его «как бы цинизм» на самом деле цинизмом не был. Табаков был абсолютно очарованным странником, романтиком от театра, завороженным им. И, что удивительно, он, когда был уже очень взрослым артистом, все равно любил играть на сцене. По опыту своих наблюдений скажу, что далеко не все артисты любят выходить на сцену, и особенно с возрастом для них всё труднее по-настоящему получать от театра удовольствие.

О Табакове рассказывать можно бесконечно. Это так же интересно, как рассказывать про себя самого. Но мне нужно уезжать на репетицию. Думаю, что про Олега Павловича, я через время обязательно что-нибудь напишу или поставлю. Например, кто-то сыграет меня, а Табакова точно сыграю я сам.

Оригинал

Фото автора

Издательство: teatral-online.ru

Автор: Валерия Новокрещенова

  • http://school-raikin.com
  • Звезда театрала
  • Культура. Гранты России.
  • РИАМО

   Противодействие коррупции  


cultrf.png