Размер шрифта:
Изображения:
Цветовая схема:

Спектакль Егора Перегудова

Спектакль Егора Перегудова - фотография
Наталья Витвицкая

Человек из ресторана


Спектакль Егора Перегудова — подарок для всех поклонников традиционного психологического театра и лично артиста Константина Райкина. А, кроме того, редкий пример убедительной постановки на «немодную» тему — что значит быть честным человеком в России.

«Человек из ресторана»
«Человек из ресторана». Источник: Сатирикон. Автор: Евгений Люлюкин


«Человека из ресторана», повесть, написанную Иваном Шмелевым в 1910 году, Перегудов мечтал поставить давно. Когда обиженного судьбой официанта Скороходова согласился играть Константин Райкин (нечасто балующий зрителя новыми ролями), сам написал инсценировку. Для того чтобы адаптировать текст, работал с архивами Шмелева в Ленинской библиотеке.

«Человек из ресторана»
«Человек из ресторана». Источник: Сатирикон. Автор: Евгений Люлюкин


Спектакль намеренно решен в консервативном ключе, далек от морализаторства или пафоса. Между тем, вопросы, которые молодой режиссер ставит перед зрителем, к этому располагают: что есть «благородство жизни», какова ценность христианской морали, в какую правду верить. В отличие от  прежних персонажей Райкина-артиста (он играл героев Достоевского, Зюскинда, Шекспира), его Скороходов не знает, что такое рефлексия. Это очень простой человек. Удивительный тем, что удержался от подлостей, несмотря на обрушившиеся на него беды: дочь родила от соблазнителя, сын стал политическим заключенным, жена умерла, а его самого выгнали как отца «политически неблагонадежного»…

«Человек из ресторана»
«Человек из ресторана». Источник: Сатирикон. Автор: Евгений Люлюкин


«Соло» Райкина заслуживают отдельной статьи. Очень сильная сцена та, в которой герой находит обороненные пьяными богачами купюры. Взять или не взять? — внутренние терзания читаются на его скорбном лице, он прижимает банкноты к груди, потом, будто обжегшись, выбрасывает. Прячет в туфлю — начинает комично прихрамывать, снова вытаскивает. В итоге возвращает все, объясняя это тем, что «жизнь без соринки» куда важнее денег. Скороходов в этом спектакле — трагический клоун. При этом духовно он сильно выше предназначенной ему судьбы. И Райкин это противоречние выводит на первый план. Важно и то, как он подчеркивает силу отцовского чувства своего героя. Его жалкие метания между сыном и дочерью, на устройство судьбы которых положил жизнь.

Художник Владимир Арефьев построил на сцене треугольную выгородку из фанеры, ее высокие фанерные стены двигаются, ближе к финалу буквально «выталкивая» Скороходова на авансцену. Неумолимое пространство как символ человеческого равнодушия. Перегудов в одном из интервью сказал, что ему было важно провести параллель между событиями, описанными у Шмелева, и сегодняшним днем. Ему это удалось. Общество так же, как в начале XX века, задыхается от внутренних конфликтов, деньги становятся смыслом, отдельная человеческая жизнь перестает что-либо стоить. И снова «маленькие люди» оказываются перед выбором — жить, но во лжи или выживать, поступая благородно.

ВАШ ДОСУГ: Человек из ресторана


Издательство: Ваш Досуг Автор: Наталья Витвицкая 03.11.2015

Спектакли