Размер шрифта:
Изображения:
Цветовая схема:

"Все оттенки голубого" - о трагичном с юмором

"Все оттенки голубого" - о трагичном с юмором  - фотография
КОНСТАНТИН ГРЕНЬЕ
    


Сказать, что постановка пьесы "Все оттенки голубого" в столичном театре "Сатирикон" стала событием, - ничего не сказать.



Достаточно одной фразы, с которой начинается пьеса: "Мама! Папа! Я - гей!", чтобы отмести все сомнения о каких-либо спорах масштабности и значимости этого спектакля. Нужно обладать смелостью и решительностью, либо отличаться отсутствием какого-либо инстинкта самосохранения, чтобы, несмотря на все драконовские законы и гомофобные тенденции нашего общества, осмелиться поставить на сцене одного из ведущих столичных театров пьесу, в которой рассказывается история подростка, однажды признающегося родителям в том, что он в силу законов природы вместо любви к девочкам предпочитает любовь к мальчикам.

Об этой постановке я узнал несколько месяцев назад от одного из своих знакомых, чуть позже об этой же постановке мне рассказал еще один знакомый, тоже гей, потом еще один, а потом я понял, что "Все оттенки голубого" - это не просто спектакль, как минимум, культурное событие, культурный шок, если хотите, и не сходить на него нельзя.

"Все оттенки голубого" - современная пьеса, написанная совсем недавно российским драматургом Владимиром Зайцевым, рассказывает об истории некоего камин-аута, совершаемого подростком перед своими родителями в минуты отчаянья, когда те сообщают ему, что намерены развестись. Признание получается спонтанным, и в первые секунды отец-военный и мать-работница отдела кадров надеются услышать оправдательное, что это шутка, нелепость, попытка отвлечь их внимание от чего-то более значимого, как им кажется, от вопроса, кого их сын больше любит и с кем хотел бы остаться жить после развода. Но никакой шутки в признании мальчика не заложено и начатый разговор о разводе тут же угасает перед масштабностью всего дальнейшего. Да и зрителю уже поведана история подростка о том, как он осознал свою ориентацию, как в гостиничном номере во время олимпиады по литературе в Санкт-Петербурге со своим соседом, таким же, как и он геем из Ульяновска, они воочию разрушили все сомнения, когда сначала поцелуй, а потом и все прочие таинства любви оказались для него намного прекрасней и восхитительней всего того, что было до этого с девушками.




И тут-то начинается! - погружение в сцены агрессии отца, и волнения матери, и хлопоты бабушки, и попытки подключить бесогона, потому что, по его заверениям, проявление нетрадиционной сексуальной ориентации есть ничто иное, как влияние беса-гея, и попытки вывести парня к традиционным семейным ценностям через "жрицу любви", нанятую отцом, потому что: "Ты что, больной? Как можно было от всего отказаться, если ты даже не пробовал?", а в результате психиатрическая клиника, модно завуалированная под центр реабилитации, и... Впрочем, не будем допускать впрочем, потому что последуют спойлеры, а данный спектакль нужно все-таки увидеть вживую!

У моих знакомых, кто успел посмотреть эту постановку до меня, сложились весьма неоднозначные мнения. Диаметрально-противоположные "Понравилось! Здорово! Обязательно посмотри!" граничили с "Достаточно тяжелый спектакль. Я не стал бы советовать на него идти!". Но заметьте, я ни разу не услышал нечто среднего и посредственного, ни разу не столкнулся с мнением, что это бездарно и всего-лишь попытка пропиариться на скандальной теме. Нет, тут все намного тоньше и чувственней. Если кто-то и советовал хорошенько подумать, прежде чем идти на просмотр, то скорее всего, из-за финала. Ведь если вначале зрителя увлекает искренний смех и ирония происходящего, то в конце многие уже не скрывают стеснений от наворачивающихся слез и подступающего комка к горлу. Тяжело, нелепо, жестоко! Впрочем, опять же, не будем допускать спойлеров!

История, рассказанная в пьесе, намного шире, чем просто история отдельно взятой семьи, которой довелось столкнуться с "Мама! Папа! Я - гей!". Это история современного общества, история принятия и отторжения тех, кто чем-то отличается от окружающих. И не важно, по каким критериям - сама суть отличия есть определяющий фактор. И не зря Константин Райкин в одном из интервью говорил, что, занимаясь постановкой этой пьесы, он думал не только о современной проблеме ЛГБТ-сообщества в России, он мыслил гораздо шире. Он вспоминал о Высоцком, Бродском и многих других великих людях, которые оказались не в угоду, изгнанными и отвергнутыми принятыми на тот период в обществе правилами, отношением, тенденциями. Простой факт - другие, а значит не такие как все! Значит обязанные страдать, значит необходимые находиться в изгнании!

Зная, на какой спектакль я иду, мне было интересно и другое: а с какой же аудиторией зрителей я столкнусь? Кто будет сидеть рядом со мной в зрительном зале, наблюдая за действом на сцене? Любопытно, но помимо молодежи, среди которой встречались представители тех, о ком этот спектакль, были и достаточно взрослые люди, семейные пары, возможно, пришедшие увидеть эту пьесу, потому что сами пережили нечто подобное. Возможно даже, надеясь, получить для себя какой-то рецепт того, как воспринимать подобные откровения своих детей, как после этого относиться к тем, кто однажды признался, как жить с этим дальше. И действительно, пьеса дает возможность принять какой-то свой рецепт, дает виденье о дальнейшем отношении к тем, кого можно смело отнести к категории "другие". Ведь за множеством кричащих сегодня "Избавим Россию от пидоров!" мало кто так же громко заявляет, что это если не нормально, то и не патологично! Вариант нормы, который не смогла искоренить эволюция, а значит, имеющий право на то, чтобы быть. Хотя бы по причине какая разница кого ты любишь, если говорить словами одного из героев пьесы, если твоя любовь не к кошечкам и собачкам, а к человеку!

Современное российское общество разделено. Поддающиеся влиянию пропаганды решительно в один голос заявляют о том, что подобного в стране, где так ценятся традиционные семейные ценности, быть не должно и не может! И, возможно, благодаря именно таким талантливым постановкам, смелым артистам, незаурядным режиссерам у нас есть надежда, что однажды возникнет прозрение и понимание, что делить людей на "своих" и "чужих" нельзя, что были уже попытки в истории человечества избавиться от "низшего сорта", и что эти попытки ничем хорошим не закончились. Найдите время и сходите на этот спектакль, пригласите своих друзей, родителей, коллег, пусть этот лучик света найдет отражение в сердцах такого многополярного и разнообразного мира. И если это не станет панацеей от всеобщей истерии по поводу "других", то хотя бы попыткой принятия самого факта их существования!

Сцены из спектакля. Фото www.satirikon.ru

Издательство: Интернет-журнал «КВИР» Автор: Константин Гренье 04.02.2016

Спектакли