Размер шрифта:
Изображения:
Цветовая схема:

Эдмон Ростан

Эдмон Ростан - фотография

Биография

Эдмон Ростан (фр. Edmond Eugène Alexis Rostand; 1868—1918) — французский поэт и драматург неоромантического направления, член Французской Академии.

Ростан получил юридическое образование, но карьера адвоката его не интересовала. С юношеских лет он проявлял поэтическое дарование. «Моя голова устроена таким образом, - говорил он, - что все представляется мне в форме драмы, притом драмы в стихах». Истинным призванием Ростана стал театр. Своим учителем он считал Виктора Гюго, видел в его произведениях источник вдохновения, мечтал создать столь же яркие характеры.

Расцвет его творчества приходится на девяностые годы XIX-го столетия, когда явственно выступало падение реалистической традиции французского театра и были преданы забвению традиции высокой романтической драмы. Ростан захотел возродить на французской сцене сильные чувства и большие страсти, выраженные в красочной романтической форме.              Он дебютировал в театре в 1890-91 годах пьесами «Красная перчатка» и «Два Пьеро, или Белый ужин». В 1894 году в театре Комеди Франсез были поставлены «Романтики». В 1895 году была написана «Принцесса Грезы», посвященная прославлению красивой, подлинно рыцарской любви, а в 1897    году на сцене парижского театра «Порт Сен-Мартен» состоялась премьера «Сирано де Бержерака», которая явилась огромным событием в театральной жизни Франции и принесла Ростану всемирную славу. Здесь желание Ростана создать «театр поэтический и даже героический» воплотилось в полной мере. Пьеса была переведена на русский, итальянский, немецкий, английский и другие языки и на рубеже Х1Х и ХХ веков совершила победное шествие по сценам всего мира.                  

Позднее болезнь вынудила писателя покинуть Париж и поселиться на юге Франции. Жизнь среди природы подсказала ему форму новой драмы. «Шантеклер»(1908) - последнее крупное произведение Ростана. Все герои пьесы – представители животного мира, через характеры которых поэт показывает человеческие характеры и размышляет о современном обществе, осуждая бездуховность, утилитарность и мещанство. Эта пьеса о необходимости энергии заблуждения, об окрыленности, о «возвышающем обмане», без которых нельзя жить, иначе жизнь бескрыла. Пьеса при жизни Ростана никогда не имела успеха. Это можно объяснить тем, что театр тех времен эстетически был не готов к такой драматургии, решить те задачи, которые ставила пьеса, в театре того времени было невозможно. Подходили к этому буквально, натуралистично, в жанре бытового театра, громоздко, тяжеловесно, длинно и не элегантно.

Последние годы Ростан работал над драматической поэмой о Дон-Жуане, которая осталась незаконченной.

«Сирано де Бержерак» в «Сатириконе» был поставлен режиссером Леонидом Трушкиным в 1992 году. Это совместная постановка «Сатирикона» и Театра Антона Чехова. В роли Сирано – Константин Райкин.

«Шантеклер» поставлен Константином Райкиным в 2001 году.

Спектакли