Размер шрифта:
Изображения:
Цветовая схема:

«Иду от себя», – Алексей Бардуков про главную роль Скапена

«Иду от себя», – Алексей Бардуков про главную роль Скапена - фотография

26 августа «Сатирикон» сыграл премьеру «Плутни Скапена». Комедию Мольера представит Константин Райкин, заглавную роль в очередь сыграют Артём Осипов и Алексей Бардуков. Разговариваем с Алексеем о репетициях двумя составами, театральном тренинге и возвращении в «Сатирикон».

Алексей Бардуков:

У Мольера очень много перекличек с нашей жизнью. И эта вещь на злобу дня. Единственное, что меня смущало, и этот вопрос  я задал Константину Аркадьевичу на первой же читке – для чего мы это делаем?  Мне кажется правильным каждому актеру и режиссеру задавать такой вопрос перед тем, как начать в чём-то сниматься или что-то репетировать: «Для чего это? Что ты хочешь этим сказать?» Мы же как передатчики какой-то энергии. Совершенно бессмысленно работать, если спектакль или кино, в котором ты участвуешь, не вызывает отклика у зрителя.   Хотя бы на минуту нужно, чтобы человек задумался о каких-то своих проблемах, решил что-то переосмыслить – это есть какая-то наша актерская в хорошем смысле возможность влиять на людей.

И я у Константина Аркадьевича спросил, чего мы хотим? Он очень правильно сказал, что не нужно здесь искать какого-то глубокого смысла, это чистая комедия положений, площадной театр, и вещь была написана для развлечения публики. Константин Аркадьевич ещё сказал, что если взрослый человек почувствует себя хоть на минуту ребенком, испытает чувство детского удивлений, озарения, то это уже наша победа.

– Роль Скапена вы играете в очередь с Артёмом Осиповым. Какие плюсы и минусы двух составов?

– Я всегда был за два состава. Есть, я знаю, артисты, которые очень против. В основном, актрисы очень ревностно относятся ко вторым составам. А мне нравится. Чисто с прагматической точки зрения это свобода жизни. Ты можешь замениться, уехать с семьей на отдых. Если есть ещё какая-то интересная важная работа, она не пропадёт  из-за одного спектакля, который никак не подвинуть. И во втором смысле, это очень полезная мне, по крайней мере, вещь – смотреть со стороны, видеть свои ошибки на примере партнера. Что-то можно отработать вместе. Получается такой симбиоз, который работает на результат.

У двух артистов получается  один и тот же персонаж, но с разными подходами, разными пристройками, разным внутренним наполнением. По рисунку мы делаем практически один в один. Но у нас разная органика, пластика, харизма, энергия. А дальше роль будет ещё больше расплываться, растаскиваться в стороны. На репетициях мы варимся в одном котле. Но потом расходимся в отдельные спектакли  и фактически не пересекаемся. И каждый из нас обрастает своими примочками. Но по всем задачам, по всем режиссерским настройкам – это персонажи, у которых одна цель.

Несколько лет вы не работали в «Сатириконе», возвращение радует?

– У меня двоякое было ощущение, кода я уходил. У нас был уговор с Константином Аркадьевичем, что как только появится для меня какая-то работа, он меня позовет. И если всё сложится, мы поработаем. Так и случилось, я был к этому готов. Почти три года я был без «Сатирикона» и привык к какой-то свободе, к своему выбору. Стационарный театр – это всё-таки служение. Ты обязан приходить на сбор труппы, на репетиции, не можешь  отказаться, если вдруг какие-то замены спектаклей. А с другой стороны, не хватало какого-то общего дела, чего-то в первую очередь ради творчества, а не ради денег. Поэтому, возвращение было приятно. Не знаю, что будет дальше, но пока мне всё нравится.

– Насколько тяжелы «Плутни Скапена» физически?

– Мне было тяжело. Это же нужен тренинг постоянный. И актерский, и физический. Потому что, когда я играл по 20 спектаклей в месяц, и танцевальные, и движенческие  – был в более спортивной форме. Но от прогона к прогону становилось легче. Чувствовал, что возвращаюсь в форму. Плюс всё-таки в эту паузу у меня был театральный опыт работы в очень добросовестной антрепризе с хорошей компанией артистов, я достаточно много снимался, работал с разными партнерами и с режиссерами. Поэтому я не просто сменил профессию и поехал в океане крабов ловить. Я работал.

Но иногда, в какие-то моменты мне было тяжело, не хотелось, честно говоря, утром просыпаться и ехать на репетицию, просто хотелось поспать. Но потом как после хорошей тренировки – когда не хочется, а потренировался в зале, и какая-то благодарность у тебя от тела – и физическая и душевная.  Здесь то же самое. Пересиливаешь себя, и потом думаешь, как хорошо, что сегодня порепетировал. Не зря день прожит.

– Скапен – чисто европейский тип, написанный французом на базе итальянской комедии масок. В работе вы искали какие-то отечественные аналоги этого образа?

– Актеры тоже делятся на разные категории. Есть такие копатели, как мой друг Кирилл Плетнёв, например. Мы снимались с ним в моём первом кино. А он вообще изначально хотел режиссёром быть и что-то всё копал, записывал, исписал весь дневник. И один раз мне сказал, что иногда мне похорошему завидует: «Ты ничего не пишешь, просто берешь и играешь как живешь. Это так круто!» Вот кому-то нужно искать образы, чтобы примерить на себя. У меня немножко по-другому. Не знаю хорошо это или нет, но пока меня это не подводило. Я иду от себя, от предложений режиссёра, от каких-то ситуационных историй. Конечно, это вроде как сидевший в тюрьме персонаж, у которого есть своя мотивация заслужить признание, чтобы о нем складывали легенды. Но это можно и из своей жизни какие-то перекликающиеся вещи вспомнить, подобрать и через это сыграть. Своей фантазией, воображением, похожими жизненными ситуациями ты пытаешься как-то выходить в роль.

А сам спектакль… Мне кажется, что это хорошая, добрая, яркая, динамичная история, которая будет интересна.

Текст: Екатерина Купреева

01.08.2020

Спектакли