Размер шрифта:
Изображения:
Цветовая схема:

К 80-летию САТИРИКОНА | ГАМЛЕТ | 1998 | реж. Роберт Стуруа

К 80-летию САТИРИКОНА | ГАМЛЕТ | 1998 | реж. Роберт Стуруа - фотография

Константин Райкин долго хотел заполучить Роберта Стуруа в театр на постановку. Ходила даже легенда о том, как Константин Аркадьевич летал уговаривать его в Аргентину, в Буэнос-Айрес, где Роберт Робертович ставил спектакль. Легенда оказалась чистой правдой и, в конце концов, РР появился в «Сатириконе».

***

Константин Райкин хотел, чтобы Роберт Робертович поставил что-нибудь из русской классики – Островского, Гоголя – но Стуруа хотел «Гамлета». «Я не сразу на это пошел, пытался предлагать ему другие произведения. Но он как-то странно настаивал, и я согласился», – вспоминает Константин Аркадьевич. А Роберт Робертович говорил: «Гамлета» нельзя ставить без Гамлета. У нас Гамлет безусловно есть. Возраст - единственный аргумент «против». Аргументы «за» - способность Райкина работать в разных жанрах, его ранимость и чувствительность. Абсолютно не знаю, почему мне кажется, что Райкин должен сыграть Гамлета… Райкин-Гамлет – это совершенно неожиданный, никогда еще не поставленный «Гамлет».

***

РР обращался к «Гамлету» не впервые. Его спектакль в Лондоне в театре Riverside Studios в 1992 году был внесен Международным Шекспировским обществом в число 10 лучших мировых постановок «Гамлета» за 50 лет. В «Сатириконе» Стуруа решил ставить не трагедию, а трагифарс, оперевшись на иронию в тексте Шекспира.

Райкин: Стуруа – удивительная, непредсказуемая индивидуальность. Поэтому я иду за ним абсолютно. Пока я не услышу его, причем в каждой сцене, я не пойму, не смогу до конца почувствовать, что такое Гамлет, я никогда не догадаюсь, как он захочет сделать. Я не могу этого предсказать.

***

Стуруа работал с шестью переводами и на протяжении всего репетиционного периода текст постоянно уточнялся. После каждой репетиции РР перечитывал прозаический подстрочник, перепроверял одну и ту же сцену у разных переводчиков, постоянно искал оправдание своему режиссерскому замыслу: «Я затратил немало времени на осторожный перенос пьесы в жанр трагифарса. Хочется, чтобы все было органично. А дальше, как говорит Гамлет, - тишина».

Стуруа не боялся резких, шокирующих моментов, и к Гамлету тоже относился без всякой сентиментальности. У него даже Призрак (А. Филиппенко) – был не воплощением мирной справедливости, а злобным, почти карикатурным старикашкой, толкающим Гамлета на убийство. Гертруда (Л. Нифонтова) на глазах у всех спивалась от мук раскаяния, от страха за сына, от невозможности что-либо изменить, а Офелия (Н. Вдовина) после нежного и странного свидания с Гамлетом, после смерти отца сходила с ума и билась в конвульсиях в позе роженицы.

***

В спектакле было много выразительных сцен. Страстный, обличающий до грубости разговор Гамлета с матерью и убийство Полония. Драка Гамлета и Лаэрта на могиле Офелии, его стон, похожий на рычание раненого зверя, говорящий о беспредельном горе. А его завораживающий поединок с Лаэртом в финале, когда они, соединив острия рапир, медленно, как в страшном ритуальном танце, двигались в круге света, –           перечислить всё невозможно.

Художник спектакля Георгий Алекси-Месхишвили создал на сцене образ мира, брошенного в подземелье, на дно шахты, с выезжающей из темноты вагонеткой, из которой Гамлет появлялся в начале спектакля и в которой умирал в финале. Ощущение дна, ниже которого падать некуда.

***

Зрители принимали спектакль восторженно, а театральная критика –прохладно. Все хором утверждали, что сейчас не время «Гамлетов». И   все же приведем финал одной рецензии: «Не актуальность, не идеология, а художественная красота – главная сила этого «Гамлета». Стуруа поставил летящий спектакль, похожий на кондора в небе: мощный, душу содрогающий взмах и плавное, вольное парение. Никаких длиннот, ясный и четкий ритм, подчеркнутый изумительной музыкой Гии Канчели».

***

Кроме упомянутых артистов в спектакле были заняты Ф. Добронравов, А. Журман, О. Ханов, Д. Суханов, М. Аверин, М. Иванова, Л. Тимцуник, Г. Сиятвинда и др. Все репетиции ежедневно снимались на видео для фильма Сергея Урсуляка «Роберт Стуруа репетирует «Гамлета».
Константин Райкин за эту работу был номинирован Национальной театральной премией «Золотая маска» (1999) в разделе «лучшая мужская роль». Спектакль был включен в программу Международного театрального фестиваля «Гамлет – 2000» в болгарском Пловдиве. В 2000 году «Гамлет» приезжал в Тбилиси для участия в фестивале «Театральные дни Роберта Стуруа».

Наталия Гладкова, Екатерина Купреева

18.11.2019

Спектакли