Размер шрифта:
Изображения:
Цветовая схема:

К 80-летию САТИРИКОНА | ВЕЛИКОЛЕПНЫЙ РОГОНОСЕЦ | 1994 | режиссер Петр Фоменко

К 80-летию САТИРИКОНА | ВЕЛИКОЛЕПНЫЙ  РОГОНОСЕЦ  | 1994 | режиссер Петр Фоменко - фотография

Есть спектакли, которые живут в воспоминаниях как призрачные фантомы. Спектакль помнится как что-то болезненное, но прекрасное и завораживающее.

Режиссер поменял название, вместо «Великодушного рогоносца» у Фернана Кроммелинка, в «Сатириконе» шел «Великолепный рогоносец». И он действительно был великолепен, этот деревенский поэт, силой своего поэтического воображения и необузданной фантазии возведший чувства, эмоции и страдания в превосходную степень. Страдания безмерной любви и бездонной ревности составляли сущность этого человека. Полумрак на маленькой сцене, посередине крутящийся круг вроде горизонтального мельничного колеса, огромная деревянная лестница, уходящая далеко на антресоли, музыка то нежная и томная, то тревожная и пронзительная, толпа деревенских жителей, Он и Она. Райкин и Вдовина. Он – поэт. Она – воздушная красавица, и все, что между ними происходит, завораживает зрителей и потрясает силой любви и страданий обоих.


Устроил эту встречу театра и бельгийского драматурга Фернана Кроммелинка, наполнил героев чувствами и эмоциями, насытил воздух страстями и страданиями незабываемый, уникальный и неповторимый Петр Наумович Фоменко.

После премьеры Райкин писал: «Так трудно, как с Фоменко, мне не было никогда. Он не оставляет артисту никакой свободы, счищает все его уменья, превращает в какого-то щенка. Он вынул из меня душу, чтобы вложить ее в героя, но на него нельзя сердиться. Он мучается больше всех. Он поразительный, странный, богатый, такой интересный, такой талантливый. Он восхищает. Этот спектакль несравнимо легче играть, чем репетировать...»

Райкин играл с огромной одержимостью, с предельной степенью внутреннего напряжения, и вместе с тем без единого крика, на нежнейшем и лихорадочном пиано. Его шепот был похож на горячечный бред. Наташа Вдовина поражала откровенной чувственностью и почти младенческой чистотой. Трепетность ее внутренней жизни исключала малейшую вульгарность. В одной рецензии на спектакль было написано: «Не помню, чтобы у Райкина еще когда-либо была такая замечательно тонкая, чуткая и талантливая партнерша».

Для Петра Наумовича это пьеса тоже была мучительна. Он вел с ней настоящую борьбу. «С точки зрения смысла – эта пьеса – великий абсурд, смертельно опасная пьеса. Она меня интересует и страшно злит. Она не просто мрачная и безнадежная. Она переполнена восторгом, мрачным, разрушительным восторгом страдания. Распад человека интересен только тогда, когда он всеми силами стремится к гармонии. Мне интересно построить драматический спектакль по музыкальным законам, составить партитуру настроений, эмоциональных перепадов, предчувствий, откровений, душевных колебаний».

В спектакле звучало много музыки – Вивальди, Гендель, Шуберт, Шуман, Григ. Фоменко почти как балетмейстер сочинял узоры петляющего сознания героя.

За этот спектакль Петр Фоменко в 1995 году получил «Золотую маску», Константин Райкин был удостоен Государственной премии РФ в области литературы и искусства, и он же вместе с Наталией Вдовиной получили премию «Хрустальная Турандот»: он за лучшую мужскую роль, а она за лучший дебют. Еще в спектакле были заняты: Федор Добронравов, Сергей Дорогов, Александр Корженков, Марина Иванова, Михаил Вандышев, Галина Данилова, Александр Журман, Виктор Кинах, Алёна Резник, Леонид Цимцуник.

Премьера состоялась 4 апреля 1994 года на Малой сцене театра. Великолепный Фоменко создал на сцене «Великолепного рогоносца», открыв театру путь к серьезной драматургии и режиссуре.

Наталия Гладкова, Екатерина Купреева

20.09.2019

Спектакли