Размер шрифта:
Изображения:
Цветовая схема:

Пойти в новый для себя театр, на незнакомые имена, на неизвестный материал, да еще и после противоречивых отзывов – легко!

Пойти в новый для себя театр, на незнакомые имена, на неизвестный материал, да еще и после противоречивых отзывов – легко!  - фотография
Пойти в новый для себя театр, на незнакомые имена, на неизвестный материал, да еще и после противоречивых отзывов – легко! Точнее особенно после противоречивых отзывов и акций протеста в Питере взыграло мое любопытство. Спектакль "Все оттенки голубого" Сатирикона. Сказать, что мне понравилось – ничего не сказать. Мне безумно понравилось. Я под колоссальным впечатлением! Но впечатление не от материала и темы – здесь все довольно житейски, а от актерской и режиссерской работы. Можно ли этот спектакль назвать режиссерской провокацией? Для демократичной Москвы – Да, с точки зрения степени откровенности разговора, для регионов – еще и темы. И я всецело За, когда эта провокация выливается в такую великолепную художественную форму. Это один из лучших спектаклей, что я когда-либо видела. Поэтому первое мое Браво звучит в адрес режиссера Константина Райкина! (Вот уж никогда не думала, что такое скажу, но каждый на этом спектакле борется со своими предубеждениями). Но из его же уст прозвучало то, что мне категорически не понравилось: прелюдия перед началом. Это выглядело как оправдание. Перед кем? Люди с пуританскими взглядами не придут на спектакль с таким названием. Меня в принципе раздражают прелюдии режиссеров, даже перед премьерой, а тем более такая перед таким сюжетом… Но, к счастью, спектакль быстро перекрыл этот первый негативный осадок, и 2 часа 15 минут (без антракта) пролетели на одном дыхании. Минимум декораций, минимум работы со светом, минимум музыки, но все очень лаконично, уместно, достаточно, и выдающаяся актерская игра.
Действо разделено на три части. Первая оставила самое мощное впечатление. Актеры сидят в ряд, у них в руках тексты – казалось бы, обычная читка. И все здесь держится только на харизме и таланте молодых актеров. При включенном в зале свете главный герой (Никита Смольянинов) начинает рассказывать о своей жизни с раннего детства, своих отношениях и попытках понять себя. Говорит один актер, при статичной мизансцене, а его настолько увлекательно слушать, что смотришь на сцену, не отрываясь! Я даже думала, что весь спектакль так пройдет на стульчиках в ряд, и даже в душе об этом мечтала. Настолько это было здорово! К нему в рассказе присоединялась его одноклассница Вика (Евгения Абрамова). Она не только прекрасно пела, но и очень вкусно, изящно играла свою роль. А завязкой в истории судьбы героя стало появление в его жизни Егора (Роман Матюнин). Об этом образе или актере стоит говорить отдельно. Это было главное потрясение этого спектакля. Уже два дня после показа он не выходит у меня из головы. И пусть это прозвучит чрезмерно высокопарно, но это было гениально! И здесь как раз показательно, что все гениальное просто. Он просто выехал на стуле немного вперед, просто говорил спокойно и прямо. А ведь его монологи самые откровенные, честные, открытые за спектакль. Они не звучали как вызов. Констатация фактов, обычных жизненных фактов. С высмеиванием стереотипов и здравым осознанием ситуации в обществе. Смотреть на него, слушать его хотелось бесконечно. Был задан такой мощнейший градус откровенности и доверительности, что я сидела, затаив дыхание, с восторженным взглядом. И я то думала, что на таком градусе и весь спектакль дальше пойдет, раз уж его считают скандальным, но увы. Это было бы слишком шикарно. Сцены Егора были самыми сильными, самыми впечатляющими! И за это Роману Матюнину громкое Браво! И уже только после спектакля, прокручивая его в голове, я осознала, что когда Никита и особенно Роман произносили свои монологи в первой части, я смотрела на сцену, но видела не сидящих в ряд актеров, а те места действия, о которых они говорили. У меня перед глазами отчетливо представали и номер в гостинице, и зал для конференций, и бассейн, и как герои взаимодействовали в этих мизансценах между собой. Это невероятно! Как они так сделали, что воображение нарисовало увлекательнейшие картины?! Потрясающе! Первая часть спектакль – это шедевр!
Во второй части начну не с самого прекрасного. Мне понравились в спектакле все актеры, кроме мамы. Агриппина Стеклова, заслуженная артистка, может в других спектаклях и хороша – не знаю, видела впервые, но не здесь. Там где нужно было играть гротескно юмора ради, все было замечательно, ярко, но когда доходило до серьезных, драматичных сцен, она очень сильно выбивала меня из погружения в атмосферу. Было ощущение, что она из какого-то сериала с ТНТ или СТС. Там бы была хороша, а тут… Жаль, очень жаль глубокие драматичные сцены, которые могли бы оставить гораздо более сильное впечатление. А отметить как плюс во второй части хочу ловкость в смене сцен, емкость фрагментов диалогов, точно штрихами набрасывающих жизненную ситуацию, воссоздающуюся целиком уже в зрительском сознании. А особенно хотела бы вновь отметить Евгению Абрамову и Никиту Смольянинова, но в данном случае с точки зрения создания возраста своих героев. Я действительно видела школьников! Это было великолепно! А еще нельзя не сказать о сцене, когда главный герой слезно просит прощения у матери, что не оправдал ее ожиданий. Отчаянно сильный монолог!
Третья часть – это время, когда юмор уступает место драме. Здесь очень сильные монологи. Вновь на сцене Егор, и вновь подкупает своей прямотой. Пусть кратко, но точно, емко. И сразу воспоминания уносят к началу спектакля, к правдивому, откровенному образу. А затем невероятный, ужасающе сильный монолог учительницы химии. У меня потекли слезы. Мощнейшее впечатление! Браво, Эльвира Кекеева! А далее финал. Звучит голос медсестры, извещающий, что к герою посетители. Финал открытый. Константин Райкин дает возможность зрителю самому додумать, а точнее сделать свой человеческий выбор. И несмотря на всю мою любовь к трагическим финалам, мне бы очень хотелось надеяться, что хотя бы в Москве зрители в своем сознании позволят этой истории закончиться хорошо.
Что бы хотелось сказать в завершении… Хоть этот спектакль считают скандальным, в нем нет ничего сверхъестественного. Это жизнь, она такова и общество таково. Спасибо Константину Райкину за этот разговор со зрителем! Спасибо актерам за их замечательную игру! Еще раз отдельное Браво Роману Матюнину! Читая отзывы перед спектаклем, думала, ряды поредеют, но нет, не уходили, смотрели внимательно, на поклонах аплодировали стоя. И по-другому и быть не могло! А я ощутила острую потребность выплеснуть свое впечатление на бумагу. Для кого этот отзыв? Наверно, прежде всего, для себя, чтоб воспоминание об этом спектакле не изгладилось из памяти со временем, а можно было к нему вернуться. И да, мне было искренне жаль, что я была в тот вечер без цветов. И жаль, что это был не фильм, а неповторимое театральное действо. Я бы с удовольствием пересмотрела. Именно в таком составе. Наедине с произведением. Особенно некоторые сцены, некоторые монологи, некоторые интонации.


Источник: ФБ
Автор: Marie Koulikovskaia 30.04.2016

Спектакли