Размер шрифта:
Изображения:
Цветовая схема:

Константин Райкин к юбилею Валерия Фокина для ПТЖ

Константин Райкин к юбилею Валерия Фокина для ПТЖ - фотография

Валерий Владимирович Фокин празднует свое 75-летие. Это очень важный человек в моей профессиональной жизни. Мы учились вместе в Щукинском училище: он на актерско-режиссерском курсе, я на актерском. Он был на год старше, но поскольку учился пять лет, а мы четыре, то окончили институт мы одновременно. Еще во время учебы мы познакомились, и он приглашал меня в свои пробы. Первой серьезной работой, насколько я помню, был спектакль по небольшим пьесам Леонида Филатова «Время благих намерений». Валерий Владимирович вместе с Сергеем Артамоновым, режиссером с его же курса, поставили спектакль у нас, и я там играл несколько ролей. Это было начало.

Потом он поставил на нашем курсе два дипломных спектакля — «Нос» Н. В. Гоголя и «Пышка» Ги де Мопассана, объединенные в один вечер. И благодаря этому дипломному спектаклю мы были приглашены целой группой в театр «Современник», где артисты были, конечно, в абсолютном большинстве из Школы-студии МХАТ. Но вот во главе с Валерием Владимировичем Фокиным туда пришла щукинская компания артистов-сокурсников: Юра Богатырев, Боря Сморчков, Володя Поглазов и я. Первая работа с Фокиным в «Современнике» — «Валентин и Валентина», этапный спектакль и для него, и для меня, и для театра. Моя первая главная большущая роль. Потом в течение 10 лет я несколько раз был удостоен радости, чести и счастья быть занятым в больших и главных ролях в его спектаклях.

Вспоминаю наш спектакль «Монумент» по замечательному роману эстонского писателя Энна Ветемаа, где я играл главную роль. И спектакль по произведению К. Симонова «Мы не увидимся с тобой», где я играл Гурского. И заглавную роль в «Лоренцаччо» по великой пьесе Альфреда де Мюссе. И «Этюды по Гамлету», такая была экспериментальная и очень дорогая для нас постановка. «И пойду, и пойду» по двум произведениям Ф. М. Достоевского — «Запискам из подполья» и «Сну смешного человека». Это тоже была работа в большой степени экспериментальная, очень важная для меня впоследствии, и для Валерия Владимировича, я уверен, тоже принципиальная, программная. Десятилетие в театре «Современник» — очень существенный период, который сыграл значимую роль во всей моей профессиональной жизни. Наши рабочие биографии с Валерием Владимировичем тогда были очень тесно переплетены.

И потом, когда я уже перешел в театр к отцу, он поставил в Театре миниатюр очень важный спектакль «Лица» по текстам, написанным Михаилом Мишиным, который мы играли много лет. Наша творческая взаимозависимость не порвалась, просто встречи стали более редкими и избирательными. Потом в нашем театре, который впоследствии стал называться «Сатириконом», Валерий Владимирович поставил два спектакля, важнейших и для репертуара, и для нашего творческого театрального лица: совместно с Центром им. Вс. Мейерхольда «Превращение» Ф. Кафки и «Константин Райкин. Вечер с Достоевским» по «Запискам из подполья», где еще раз, спустя 30 с лишним лет, мы вернулись к этому великому произведению Федора Михайловича. Вот такой внушительный список. И я назвал только самые важные и значимые работы, а еще было много промежуточных. Так что Валерий Владимирович Фокин — режиссер, который просто сделал меня артистом, я другого такого режиссера не могу назвать, кто так принципиально и последовательно на меня повлиял и создал из меня профессионала.

Фокин — человек, на которого я равняюсь в профессии, он многому меня научил. Может быть, сам того не подозревая, он меня научил и каким-то режиссерским приемам. Я давно занимаюсь педагогикой и режиссурой, сам поставил уже 40 спектаклей и во многом ориентируюсь в этом деле на него. Конечно, мне повезло, я работал со многими замечательными, выдающимися режиссерами, но главным своим учителем считаю все-таки Валерия Владимировича Фокина.

Ему чрезвычайно идет заниматься этой профессией. Он прирожденный, природный режиссер. Знаете, на него во время работы приятно смотреть, он производит какое-то особое впечатление. Это эстетическое наслаждение — наблюдать за ним, когда он строит спектакль, так невероятно ему идет процесс репетиций. Вот как гончей собаке или скаковой лошади идет бег, так Фокину идет занятие режиссурой. Он на репетициях расцветает и выглядит прекрасно. Он так азартен, подобран, заточен на эту профессию, как будто она судьбой, Господом Богом ему суждена, а он точно почувствовал ее и выбрал.

Мне кажется, современный его период, работа в Александринском театре — это свидетельство абсолютного расцвета в его деле. Потому что он превратился в режиссера мирового класса и поднял этот театр на высочайшие уровни художественной значимости. Александринка сейчас — один из самых мощных и лучших театров страны и мира. Причем театров, выдающихся во всех отношениях: и по части прекрасной дееспособной, тренированной, размятой труппы, готовой к работе с другими режиссерами и методами, и по части самого совершенного технического оснащения. Фокин привнес в Александринку высочайший уровень и в обслуживании зрителей, и в оформлении музея, который сам по себе отдельное от театра культурное удовольствие и впечатление. Все это заслуга прежде всего, я считаю, Валерия Владимировича.
Он находится в прекрасной профессиональной форме. Я очень рад за него и горд нашим продолжающимся творческим содружеством и человеческим союзом. И хотел бы, чтобы мы еще встретились в работе, чтобы он еще сделал такой подарок театру «Сатирикон» и что-то поставил у нас. Я этого человека люблю, он в моем лице имеет искреннего театрального соратника, он это знает и, думаю, вполне ценит. И я надеюсь, что так будет продолжаться, пока мы живы на свете.

Поздравляю Валерия Владимировича с юбилеем и желаю ему процветания, здоровья, добра и всяческого на его сложнейшем пути везения, радости и успехов!

Оригинал

Издательство: Петербургский театральный журнал 01.03.2021

Спектакли