Размер шрифта:
Изображения:
Цветовая схема:

Народный артист России Константин Райкин: «Сатирикон» пошёл другим путём

Народный артист России Константин Райкин: «Сатирикон» пошёл другим путём - фотография

На Ставрополье с гастролями выступил Российский государственный театр «Сатирикон» имени Аркадия Райкина. В рамках федерального направления «Большие гастроли» на сцене Ставропольского академического театра драмы им. М.Ю. Лермонтова и Дворца культуры Железноводска прошли показы спектаклей «Шутники» и «Константин Райкин. Своим голосом». 

«Сатирикон» стал первой после пандемии творческой «ласточкой», внесшей особую струю в начавшееся оживление культурной жизни края. Об этом шла речь на прошедшей в Северо-Кавказском информационном центре ВГТРК пресс-конференции. На вопросы журналистов отвечали первый заместитель министра культуры СК Галина Павлова, народный артист России художественный руководитель театра «Сатирикон» Константин Райкин, директор театра Владимир Казаченко, артист театра заслуженный артист России Денис Суханов. Выступления коллектива в Ставрополе и Железноводске на фестивале «На Водах» проходят в рамках программы «Большие гастроли», которая реализуется Росконцертом согласно Всероссийскому гастрольно-концертному плану Министерства культуры РФ. По видеосвязи из Москвы участников встречи приветствовал начальник отдела гастрольных программ Росконцерта Владимир Черкасов, который подчеркнул, что с этого года впервые в России восстанавливается полномасштабная гастрольная жизнь на всем культурном пространстве страны. 

Пандемия, конечно, сказалась на культуре, отметила Галина Павлова. Да, заметно активизировалась цифровизация отрасли, и это замечательно, но все уже соскучились по живым эмоциям непосредственного общения с искусством. С конца февраля губернатором было принято решение о возможности 100-процентного заполнения зрительных залов. И вот уже концертные залы заполнила публика. «Большие гастроли» знакомят нашего зрителя с известными театральными коллективами. Наш край участвует в проекте «Большие гастроли» с 2015 года. Были обменные гастроли Ставропольской драмы и Малого театра, Белорусского музыкального театра, в Пятигорске побывал театр им. Ф. Искандера из Абхазии. Приезд «Сатирикона» стал огромным событием для края, на всех выступлениях коллектива в Ставрополе зал театра драмы был полон. «Сатирикон» поразил мощным энергетическим посылом, великолепной актерской игрой. 

– Мы всегда волнуемся, выезжая на гастроли, ожидая встречи с новым зрителем, – сказал Константин Райкин. – К тому же артисты давно не видели полного зала, поскольку в Москве разрешено пока только 50-процентное заполнение зала, а в Ставрополе нас ждал практически аншлаг. Нам очень понравился ставропольский зритель, очень отзывчивый, очень теплый. Я вообще очень люблю так называемую провинциальную публику. Провинция – понятие ведь не географическое! Провинция – в головах. Ее много и в Москве… Там ее даже побольше будет – в отрицательном смысле. А в большой стране нашей много замечательных не столичных очень театральных мест. На Волге, Урале, в Сибири… 

На Ставрополье «Сатирикон» привез малоизвестную пьесу «Шутники», которую сам А. Островский очень любил. Она очень человеческая, сердечная, наряду с юмором в ней много глубины, настоящей несентиментальной лирики, подчеркнул Константин Райкин. Классику интересно ставить тогда, когда она рассказывает что-то и о сегодняшнем дне. Когда она не музейная, а повествует современному зрителю о нем самом. Оказывается, Островский знал про нашу жизнь не меньше, а пожалуй, больше, чем мы сами. Вот почему Константин Райкин-педагог занятия со своими студентами проводит через полное погружение в драматургию Островского, считая это обязательным для русского актера: «Но не через самовары и скрипучие сапоги! Островский совершенно не обязан быт таким этнографически точным, он остается Островским, даже если его играть в современной одежде. Потому что он попадает в сутевые проблемы времени. Думаю, в этом достоинство и нашего спектакля, поставленного замечательным режиссером Евгением Марчелли». 

Что касается моноспектакля «Константин Райкин. Своим голосом», он давно вошел в личный репертуар Константина Райкина. Как сказал сам актер, он постоянно развивает эту работу, поскольку в запасе много литературного материала. Классические стихи Константин Райкин исполняет так, как другие не исполняют, и многое при этом для зрителя открывается впервые. 

– Я обожаю Александра Сергеевича Пушкина, считаю его главной фигурой в отечественной культуре, – признался К. Райкин. – А Лермонтова я бы назвал первым человеком, который жил в здании русской словесности, построенном Пушкиным… Читая Пушкина, понимаешь, что он писал прямо про нас нынешних. 

На вопрос корреспондента «СП» о преемственности «Сатирикона» с творчеством великого сатирика Аркадия Райкина, Константин Райкин ответил: «Наш театр имеет глубинные связи с творчеством моего отца, однако впрямую продолжать его путь я считаю неверным. Став 33 года назад худруком театра, я сразу повел театр по иному пути, оговорив это с отцом, и он меня, можно сказать, благословил. Мы перестали быть эстрадным театром, пойдя путем драматического ансамблевого театра. И можем сказать, что в разные годы у нас ставили лучшие режиссеры страны – Пётр Фоменко, Валерий Фокин, Роберт Стуруа, Юрий Бутусов, Владимир Машков, Егор Перегудов, Евгений Марчелли. Люди разных поколений, они сделали на нашей сцене лучшие свои спектакли. Их идеи упали на плодотворную почву, потому что мы очень рабочий театр. Впрямую сатирой я бы не стал заниматься, мне этот жанр интересен в очень определенных контекстах и ракурсах». 

Вообще жанр, который исповедовал Аркадий Райкин, совершенно особый, наверное, его даже можно назвать жанром «Аркадий Райкин», и с уходом артиста жанр тоже ушел, перестал существовать. Аркадий Райкин был открывателем очень своеобразного вида театра, который только формально можно отнести к эстраде. Аналогов этому не было, а те, кто пытался пойти по его стопам, очень проигрывали. 

Кстати, в октябре исполняется 110 лет со дня рождения Аркадия Райкина, и «Сатирикон» обязательно подготовит к этой дате что-нибудь интересное, соответствующее духу его творчества. Как дань памяти и продолжение традиций А. Райкина, которые гораздо более широки, чем может показаться на первый взгляд, уверен его сын: «Я вообще постоянно веду с ним некий внутренний диалог, всегда думаю: а как бы папа отнесся к тому или иному моему поступку, моей новой роли и новому спектаклю. Я его знал неплохо, насколько может сын знать отца, хотя он был человеком загадочным. И я совершенно уверен: он был бы рад тому, что с его театром происходит». 

В обществе достаточно известна принципиальная позиция Константина Райкина по отношению к цензуре в искусстве. И он не устает это повторять: «В нашей стране долгое время цензура была проклятьем нашей культуры. То, что цензуру отменили в свое время, – величайшее достижение и прогресс отечественной культуры. Желанный момент свободы. Но к свободе многие не готовы. Искусство – волевое поле, в котором, конечно, есть определенные ограничения, предупреждения, например по возрасту. Но поскольку искусство всегда занимается открытием нового, а люди часто к новому нетерпимы, непримиримы, возникает определенный конфликт интересов. Человеку надо учиться воспринимать другой взгляд, отличный от твоего, относиться к нему уважительно или, если не принимаешь, встать и уйти. Главное, не писать в прокуратуру по любому поводу! Это глупо. Я сам родом из времени цензуры, когда по восемь раз сдавали спектакль начальству, которое боялось всего и старалось изуродовать постановку до неузнаваемости. Я это проходил, и отец мой проходил. Я не хочу возвращения к этому, тем более что к борьбе за нравственность это никакого отношения не имеет. Это продиктовано совсем другими мотивами». 

Актер, режиссер, педагог… Все это – об одном человеке. Такое многообразие своих занятий Константин Райкин называет… счастьем. Правда, при этом в шутку добавляет: другой такого счастья просто не выдержит. Он же занимается тем, что любит и считает необходимым. 

У «Сатирикона» и его художественного руководителя много новых планов. Впереди ждут гастроли в Петербурге, Екатеринбурге. А еще коллектив мечтает скорее вернуться в свое здание после ремонта. Это будет большой праздник и для артистов, и для зрителей. Пока же они дарят этот праздник российской провинции, публику которой вовсе не считают провинциальной.

Оригинал

Издательство: Газета «Ставропольская правда» Автор: Наталья БЫКОВА 28.04.2021

Спектакли