Алексей Бардуков
Биография
Бардуков Алексей Игоревич
Родился 18 ноября 1984 года в Москве.
Окончил актерский факультет Школы-студии МХАТ в 2005 году (курс К. А. Райкина).
В театре «Сатирикон» работал с 2002 по 2017 годы, вернулся в труппу в 2020 году.
Алексей Бардуков, один из ярких мастеров «Сатирикона», долго не мог выбрать себе профессию. Интересно, что в юности он не интересовался театром и никогда в театре не был, хотя в детстве жил рядом с «Сатириконом». Сын заводских рабочих, он серьезно увлекался спортом. Но однажды в 11 классе, услышав разговор одноклассниц, собиравшихся поступать в Школу-студию МХАТ, решил пойти с ними за компанию, и неожиданно для себя был принят и в Школу-студию, и в другие театральные вузы, где проходил конкурс.
В знаменитом в театральной Москве дипломном спектакле своего курса «Страна любви» по пьесе А. Н. Островского «Снегурочка» (реж. К. Райкин, 2004), который вошел в репертуар «Сатирикона», артист сыграл Деда Мороза и активно участвовал во всех массовых сценах. В лёгкой искрометной постановке «Дурочка» по Лопе де Веге и Эразму Роттердамскому (реж. Р. Мовсесян, 2005), органично и азартно играл главную роль Педро. В спектакле «Азбука артиста» (реж. К. Райкин, 2006), состоящем из студенческих пародий, зарисовок, где все участники вспоминали начало своего творческого пути, его этюд «Улитка» вызывал гомерический смех в зале. Потом был «Случай» К. Гольдони (реж. М. Брусникина, 2006), костюмный спектакль с множеством нелепых смешных ситуаций, где артист замечательно играл главную роль французского Лейтенанта, жениха дочери богатого голландского купца.
Серьезной была работа артиста в спектакле «Сиротливый Запад» М. Макдонаха (реж. К. Райкин, 2007). Он играл одного из братьев, Валена Коннора, в чьей душе переплелись благородство и мерзость, честность и обман, доброта и злоба – сложного противоречивого страдающего человека, находящегося в непрерывном противостоянии со своим старшим братом. А следующий спектакль-цирк «Синее чудовище» К. Гоцци (реж. К.Райкин, 2008) подарил актёру главную роль лирического влюблённого Таэра, волей рока превращённого в Синее чудовище. На лице – маска гуманоида, Таэр лишен природной пластики, мимики, своего голоса и при этом должен говорить так, чтобы возлюбленная узнала его под вычурной маской. Голос артиста постоянно менялся, иногда в нем слышался тихий отчаянный рев и сквозь пронзительные интонации, которыми разговаривало Синее чудовище, прорывался тембр влюбленного Таэра.
Отдельно нужно сказать о роли Жадова в спектакле «Доходное место» А. Н. Островского. Константин Райкин возобновил постановку в 2009 году (премьера с другим составом исполнителей была в 2003 году). Алексей Бардуков играл героя нежного, ироничного, любящего. Шантаж любимой жены заставлял Жадова предать свои идеалы и просить доходного места, и этот момент душевного слома, поход против совести, актёр передавал со всей силой своего таланта. Дальше были заметные выразительные роли Петера в спектакле по А. Уэскеру «Кухня» (реж. К. Райкин, 2014) и Люченцио, сына Винченцио в комедии «Укрощение» по «Укрощению строптивой» У. Шекспира (реж. Я. Ломкин, 2014).
В 2017 году Алексей уходит из театра из-за занятости в кино и возвращается в 2020 году на заглавную роль в спектакле «Плутни Скапена» Мольера (реж. К. Райкин, 2020). В этой «криминальной комедии» Скапен – двигатель сюжета, обаятельный авантюрист, хитрец и прохиндей, которому скучно жить без приключений и остроумных головоломок. Роль потребовала от актёра органичности и внутренней легкости, при этом она очень изнурительна физически. Бардуков-Скапен обаятелен, подвижен, изобретателен и всегда восторженно принят залом. Спектакль «Четыре тирана» К. Гольдони (реж. К. Райкин, 2023) подарил артисту ещё одну большую острохарактерную роль – главного «тирана» и самодура пьесы Лунардо – и возможность уверенно поработать на стыке психологического театра и комедии дель арте.
Алексей Бардуков много работает в кино. Он начал сниматься ещё студентом, за что однажды был даже чуть не отчислен Константином Райкиным из Школы-студии. В этот напряженный период молодой актер разрывался между учебой и съемками, от которых не мог отказаться, материально помогая семье. Работа в кино началась с небольшого эпизода в сериале «Марш Турецкого» Михаила Туманишвили (2002), а вскоре главная роль в фильме «Диверсант» Алексея Малюкова (2004) принесла ему зрительскую популярность. В фильмографии артиста «Мертвое поле» Александра Аравина (2006), «Диверсант 2. Конец войны» Игоря Зайцева (2007), «На игре» Павла Санаева (2009), «Метро» Антона Мегердичева (2012), «Палач» Вячеслава Никифорова (2014), «Паук» и «Шакал» Евгения Звездаков (2015, 2016 ), «Подольские курсанты» Вадима Шмелева (2020), «Диверсант. Крым» Дмитрия Иосифова (2020) и др.
Константин Райкин: «Лёша Бардуков – один из наиболее талантливых выпускников моего первого мхатовского курса. За годы учёбы и работы в «Сатириконе» он прошёл большой путь, не только профессиональный, но и человеческий, личностный. На сегодняшний день он сложившийся мастер и надёжный, очень близкий мне человек. Люблю и ценю его как очень умелого, разностороннего артиста, способного решать самые трудные творческие задачи».