Арнольд Уэскер
Биография
Арнольд Уэскер
Арнольд Уэскер, один из представителей Новой Волны британского театра, родился в 1932 году в Лондоне. Оставив школу, служил в британских военно-воздушных силах, сменил множество профессий. Работа поваром в ресторан «Тиволи» в середине 1950-х годов натолкнула будущего драматурга на мысль написать первую пьесу с символическим названием «Кухня» (1957). «Для Шекспира мир представлялся сценой. Но для меня мир – кухня, где люди приходят и уходят, не успевая понять друг друга, где дружба, любовь и вражда возникают и забываются одинаково быстро», – говорил Уэскер. Пьесу перевели на многие языки и начали ставить буквально по всему миру.
После этого были созданы другие драматические произведения: «Куриный суп с перловкой» (1958), «Корни» (1959), «Я говорю об Иерусалиме» (1960), объединённые позже в трилогию, которая стала классическим произведением поколения «рассерженных молодых людей».
Драма «Четыре времени года» (1965) знаменует в творчестве Уэскера новый период. Своё внимание писатель обращает не на социальную проблематику, а на личность человека, на человеческое существование.
Острые споры разгорелись вокруг пьесы «Журналисты» (1972). В ней автор обнажил механизм разоблачений, которыми занимается пресса (позднее на эту же тему было написано эссе «Путешествие в журнализм»).
Пьеса «Свадебный пир» (1974) написана Уэскером по мотивам «Скверного анекдота» Ф. М. Достоевского. Здесь конфликт между законами действительности и благими намерениями идеалиста решён в комедийном ключе, причём в роли «свадебного генерала» выступает еврейский бизнесмен, одержимый филантропическими идеями. Еврейская тема присутствует почти во всех произведениях Уэскера. Так, персонажи пьесы «Когда Бог хотел сына» (1986) пытаются то всерьёз, то посредством национального юмора понять природу еврейской обособленности и антисемитизма.
Всего драматург создал более 40 пьес, большое количество рассказов, сценариев для телевидения, радио и кино. Но самой известной по-прежнему остаётся «Кухня» – обобщённый образ современного общества, безжалостно уничтожающего личность, которая превращается в бездушный автомат. В момент пробуждения сознания этого отчуждённого человека обуревает слепая ярость, но его порыв воплощается в бесплодный жест.
В «Сатириконе» спектакль «Кухня» поставлен К. Райкиным в 2014 году.