Размер шрифта:
Изображения:
Цветовая схема:

Борьба за театр. 200 лет Островскому

Борьба за театр. 200 лет Островскому  - фотография

Сегодня 200 лет со дня рождения Александра Николаевича Островского! Весь год этой дате адресуют мероприятия, постановки, проекты, напоминающие о знаковости фигуры выдающегося драматурга и служителя русского театра. «Сатирикон» здесь не просто не исключение – можно сказать, Островский в нашей личной традиции – так много творческих сил, любви, встреч, мастер-классов, обсуждений, а главное спектаклей мы посвящаем Островскому в «Сатириконе». Художественный руководитель Константин Райкин считает его самым значительным из русских драматургов, оценивая «замечательно выстроенные сюжеты его пьес, интереснейшие столкновения характеров, взглядов, позиций; очень мускулистую, ёмкую, энергичную и высоко духовную драматургию, дающую огромные возможности для театра». Поэтому с особыми чувствами поздравляем всех в этот юбилейный день и снова увлечённо говорим, перечитываем, пересматриваем Александра Николаевича!

Кстати, первым русским драматургом, появившимся в репертуаре нашего театра, был именно Островский (2003 год, спектакль «Доходное место» в постановке Константина Райкина). С тех пор восемь спектаклей по пьесам классика шли на сцене «Сатирикона», и сегодня в нашем репертуаре два замечательных и случайно полярных «по раскрученности» названия – малоизвестная комедия «Шутники» (реж. Евгений Марчелли) и одна из самых знакомых всем пьес, топ школьной программы – «Гроза» (реж. Константин Райкин). Последние десятилетия, как и последние века, Островский продолжает вызывать огромный живой интерес публики, и мы с радостью отмечаем это в «Сатириконе».

От первого лица:

Всего Островский написал 48 пьес, выдавая иногда по две в сезон, успевая много сил отдавать изучению и совершенствованию театрального дела, неустанного напоминая об огромном цивилизующем значении театра и определяя своей первостепенной (вдумайтесь) задачей – «служить русскому драматическому театру». Цитаты Островского – как уроки для многих поколений. Сегодня хочется вспомнить его очень личную мысль о цензуре из статьи 1863 года под названием «Обстоятельства, препятствующие драматическому искусству в России»:

«…Наконец самым вредным, самым гибельным следствием настоящей драматической цензуры для репертуара я считаю страх запрещения пьесы. Автор, в особенности начинающий, у которого запрещены одна или две пьесы без объяснения ему причин, поневоле должен всего бояться, чтобы не потерять и вперед своего труда. Пришла ему широкая мысль – он ее укорачивает; удался сильный характер – он его ослабляет; пришли в голову бойкие и веские фразы – он их сглаживает, потому что во всем этом он видит причины к запрещению, по незнанию действительной причины. Такое постоянное укорачивание, урезывание себя вредно действует на производительные способности, долго потом отзывается во всей деятельности; я говорю это по собственному опыту. Чтобы только иметь надежду видеть свои произведения на сцене, волей-неволей гонишь из головы серьезные, жизненные идеи, выбираешь задачи пообщее, сюжеты помельче, характеры побледнее. Можно сказать с полною уверенностию, что страх запрещения должно считать главной причиной бесцветности нашего репертуара».

Ближайшие даты Островского в «Сатириконе»:

17 апреля – «Шутники» на гастролях в Кинешме откроют Международный фестиваль классической драматургии «Горячее сердце».

19, 20 апреля – «Гроза» в Москве на сцене Дворца на Яузе.

Лекция «Желтенькая жизнь замоскворецких обывателей» об Островском, которую «перед спектаклем» 9 апреля прочла историк театра, доктор искусствоведения Нина Шалимова, была записана на видео и скоро появится в открытом доступе на наших сетевых ресурсах. Следите за обновлениями и ждём вас «на Островском»! 

12.04.2023

Спектакли