Размер шрифта:
Изображения:
Цветовая схема:

«Гроза» покорила фестивальный Петербург

«Гроза» покорила фестивальный Петербург - фотография

Сатириконовскую «Грозу» долгими овациями встретили на фестивале «Вперед к Островскому!» в Санкт-Петербурге 24 ноября! Третий всероссийский смотр премьер по пьесам драматурга в эти дни проходит в Театре-фестивале «Балтийский дом».

Это первые гастроли в истории нашей постановки, своего рода премьера на другой сцене. Приспособиться к площадке «Балтийского дома» за короткий срок было непросто: подготовка сцены, света, звука, репетиции нон-стоп в продолжение двух суток с огромным напряжением сил всего коллектива, — но то, как прозвучал спектакль, его успех и оглушительные отзывы зала оправдали все затраты.

Спектакль Константина Райкина по самой знаменитой драме А. Н. Островского решён в версии «Сатирикона» как трагический балаган и непросто устроен: стремительный, ритмичный, глубоко драматический и при этом с массовыми вокальными и хореографическими сценами, – в большом зале «Балтийского дома» он словно зазвучал даже крупнее и объемнее, чем дома. Для наших питерских зрителей совсем не стало неожиданностью решение драмы в условном пространстве танцкласса и то, что это совершенно не тот «стереотипный пыльный старинный» Островский, который лежит на дальней полке и имеет мало отношения к современности:

«Пьеса Островского грандиозна по части живости и постановки колоссальных вопросов жизни, – прокомментировал Константин Райкин. – В ней нет назидательности. И не надо ее привязывать «коротким строгим поводком» ко времени, когда это писалось. Это происходит всегда и везде. Это написано на тысячу лет вперед, такие здесь предугаданы темы и боли».

Этот авторский посыл был абсолютно точно воспринят зрительным залом «Балтийского дома». С радостью и благодарностью делимся некоторыми отзывами: 

  • Горячо благодарю за «Грозу»! Это было во всём прекрасно, сильно, умно, мощно по форме и по мысли. Грубо обобщив, – про свободу и несвободу, но внутри этого – тонко и детально про очень-очень многое, о чем сегодня болит душа. Потрясающий ваш театр, бесстрашный и талантливейший Константин Райкин. А труппа! Какие технически оснащённые актёры, и как мощно владеют залом. Поздравляю с огромным успехом спектакля! /Марина Корнакова/ 
  • Огромное спасибо за такую энергию, за мощный спектакль! Удивительно, какой сперва после него остаётся шокирующий трагический осадок, и ты глубоко погружаешься в свою собственную боль, возникает много сложных мыслей, но уже наутро ты думаешь о жизни так светло, обновлённо, под новым другим углом. Замечательный спектакль, один из лучших за очень долгое время. Всем артистам низкий поклон! /Наталья Паллин/ 
  • Отличный спектакль, выше всех похвал, и сама пьеса вовсе не потеряна за экспериментами. Молодец Константин Аркадьевич и огромные молодцы его ребята. P.S. Все актеры были в чёрном, но Катерину даже не пришлось, в соответствии с заветами Н. Добролюбова, по-простецки визуально выделять, как делают в некоторых театрах.​ Это, оказывается, можно сделать и​ игрой актера. /Вадим Кузнецов/ 

Вслед за Островским Константин Райкин размышляет в спектакле не только о личной драме главной героини, о свободе и несвободе человека, трагедии высоких чувств, но и о глобальном унижении таланта, катастрофе всякого художника, который сталкивается с жестоким закостенелым общепринятым шаблоном. Мария Золотухина, исполнительница главной роли в спектакле, а эта роль считается одной из вершин мирового женского трагического репертуара, дала небольшое интервью и поделилась, каково ей играть Катерину и работать в «Грозе»:

«Мне очень близка сама Катерина. Она, как и я, верующий человек, и ее импульсивность схожа с моей. Мне повезло, что я могу играть персонажа, в котором сочетается и острый характер, и глубокий внутренний духовный мир. Мне очень интересно исследовать, как я бы поступила на её месте, так как мы с ней очень похожи. Это уникальная роль для меня, как я себя понимаю, — в этой роли я могу идти от себя. Если бы Катерина не была такой горячей, не было бы и таких сильных мук между земной страстью и божественной любовью».

Накануне спектакля 23 ноября режиссёр, художественный руководитель «Сатирикона» Константин Райкин поучаствовал в научно-практической конференции «Безграничный Островский», поделившись своим опытом исследования драматургии классика и выступив по теме «Островский и актёрская театральная школа». Также Константин Аркадьевич встретился с журналистами Санкт-Петербурга. Делимся видеозаписью этой встречи.

Благодарим Театр-фестиваль «Балтийский дом» и лично его генерального директора Сергея Шуба за приглашение и организацию нашей поездки. С благодарностью увозим домой диплом фестиваля и особый подарок — 3D-модель бюста Островского. Спасибо Петербургу, нашим зрителям и друзьям. Ждём новых встреч!

Текст: Екатерина Купреева

26.11.2023

Спектакли