Это настоящее театральное событие!
«Р» – новый спектакль Юрия Бутусова в Сатириконе, который скомкано выпустили перед Новым годом в виде недоделанной версии, теперь наконец-то можно увидеть целиком. И это настоящее театральное событие!
Сразу скажу, практически всегда спектакли Ю.Б. даются мне нелегко. Я отчаянно стараюсь поглотить все, что происходит на сцене, ничего не упустив из вида, но это отнюдь не просто. Несмотря на это, я все равно продолжаю ходить на его спектакли, любить его творчество и писать о нем для вас! В тексте не будет разборов сцен или подробного пересказа сюжета, или моих трактовок увиденного. Я просто хочу поделиться тем, как это откликнулось во мне.
Сначала поговорим немного о том, что нужно знать перед походом на этот спектакль: «Р» – это не «Ревизор» Гоголя, это текст драматурга Михаила Дурненкова, рождённый в ходе репетиций «Ревизора». «Рефлексия и наш разговор с Гоголем», – объясняет Юрий Бутусов. Так что не надейтесь услышать Гоголя – с таким подходом можно быстро разочароваться и потеряться в поиске первоисточника. Сразу настраивайтесь на актуальный диалог с романом, вложенный в уста знакомых героев – о политике, коррупции, правосудии, здравоохранении и многом другом. Весь первый первый акт, несмотря на то, что я знала о факте, упомянутом выше, я искала и ждала Гоголя. Поиск в моей голове был запущен автоматически. Но кроме как возгласов «Гоголь-гений», о которых не упомянул только ленивый, его практически не было. Это выбило меня из колеи и отпустило только ко второму акту. В связи с этим у меня не получилось как следует вслушаться в актуальные монологи героев, о чем я, конечно же, жалею. Однако со стороны они показались мне слишком простыми, слишком отдаленными от Ревизора, как будто бы это были разговоры соседей или родственников за чашкой чая о том, что случилось в их жизни, чем им непременно хотелось бы поделиться.
Ко второму акту я отпустила ситуацию и перестала чего-либо ждать – именно тогда спектакль заиграл новыми красками. Вот они, знакомые сюжеты, переплетенные с размышлениями о современном, которые в буквальном смысле хочется разорвать на цитаты! Например, абсолютно гениальный монолог о взятках, где герой возглашает «давать, не унижая берущего, великое искусство». Браво, так тонко и метко, как мне показалось, ещё никто не говорил о проблемах нашей страны. Обычно же это выглядит избито и пошло, а у Бутусова всегда все с изюминкой.
Конечно же, отдельный вид удовольствия в спектаклях Бутусова – музыкальные сцены с танцами и песнями. В «Р» их много, и все они как на подбор. То и дело во время спектакля приходилось отвлекаться на Shazam, чтобы добавить очередную музыкальную находку от ЮБ к себе в медиатеку. Ну и как же не упомянуть звёздный актёрский состав, ради которого многие и пойдут на этот спектакль. Непревзойдённый Трибунцев и эпохальный Райкин – услада для зрителя. Также хочу отметить проницательного Артема Осипова. В любом случае, несмотря на странное с первого взгляда распределение ролей – более взрослые актеры играют молодых героев (Райкин – Хлестакова, Трибунцев – городничего) – получилось очень круто. Только ради последней сцены я бы сходила на него снова – такого катарсиса я не испытывала давно. Государственная машина, построенная на огромном количестве людей, которую постоянно перекашивает то в одну, то в другую сторону, все равно всегда выйдет на изведанную колею, как бы кто ни сопротивлялся. Вот и вы не сопротивляйтесь, а сходите на «Р».