Размер шрифта:
Изображения:
Цветовая схема:

Много смешного там, где обычно грустно.

Много смешного там, где обычно грустно. - фотография

"Гроза" в постановке Константина Райкина - пример того, как энергия молодости побеждает. Побеждает длинноты текста и хрестоматийность сюжета. Побеждает весь предыдущий опыт режиссёра, и всё случается как будто в первый раз. Не только для недавних выпускников Райкина, на которых и для которых поставлена эта пластически безбашенная, аккапельно-хоровая "Гроза". Но и для самого худрука "Сатирикона".

Много смешного там, где обычно грустно. Много хрупкого и невесомого там, где обычно пошло. Алина Доценко моя любимая (в "Мой папа Питер Пэн" помните её?) - девочка с баяном, отдельный вставной номер и бесплотный почти ангел-хранитель Катерины. Катерина (Мария Золотухина) и Тихон (Даниил Пугаёв) - банда, друзья, заодно. Кабаниха (Юлия Овчаренко) - молодая сексапильная женщина. Кажется, можно и ужиться им вместе. И всё какой-то нелепой случайностью, оброненным Варей ключиком идёт под откос...

Дмитрий Разумов придумывает пространство балетного класса - зарегламентированное, жёсткое, безжизненное. Здесь вся жизнь под команды Кабанихи - на растяжку и в неудобных позах. Когда Тихон вырывается на свободу, балетные станки образуют танц-пол, раздвигаются в боевой ринг, рушится каркас несвободы.

Прекрасные совершенно хоры в спектакле, духовные стихи, танцы почти языческие (хореограф Ренат Мамин), до электрического тока.

Без иллюстративности, на чистой энергии молодых схвачен воздух жаркой и терпкой июньской ночи, когда туман над водой, хороводы в поле и голыми - через костёр. Гроза здесь не сверху исходит, а снизу, как искра от трения разгорячённых молодостью и запретностью тел. И молодость побеждает, даже если принимает смерть.

Это спектакль не столько режиссёра Райкина, сколько педагога Райкина. С выигрышными крупными планами даже второстепенных ролей (Феклуша-странница - комедийный дуэт Евгении Абрамовой и Полины Райкиной в стиле Бобчинского и Добчинского). С живописно выстроенными массовыми сценами, которые работают на ансамбль, на командоформирование труппы. Как будто дипломный спектакль цельного курса, из которого дальше вырастет театр. И эта "Гроза" спасительна для школьных походов, конечно. Хороший шанс подросткам избежать ненависти к Островскому после уроков литературы.

Издательство: facebook Автор: Мила Денёва 11.09.2022

Спектакли