"Р" в Сатириконе или "Гоголь - гений".
"Р." в Сатириконе, или "Гоголь - гений". Постановка Ю.Бутусова по сочинению М.Дурненкова на темы пьесы Н.В.Гоголя «Ревизор». И не только.
Восторг!
В основе сюжета - "Ревизор". Но далеко не сюжет тут главное. Главное - те "детали", те разговоры, те переживания - т.е. тот контекст, который окружает действия. Это о нашей реальности. Поднято очень много тем: от социально-политических ("Правосудие у нас - это всегда немного рулетка"Переписывайтесь, граждане. Всё, что вы напишете, будет использовано против вас") до личных переживаний, межличностных, семейных отношений ("Непонятно, как я выжил, когда ко мне было столько любви"/ проблемы дочери городничего), о которых мы часто забываем в разговорах о судьбах мира и политике. А проблемы-то никуда не деваются.
Интересно представлен образ слуги Осипа - он тут полноценный антагонист Хлестакову, он революционер: "У нас так не заведено, чтобы ожидание и покорность имели свои плоды". Но, поскольку он всё-таки слуга, действовать не может, увы. А вот "хозяин" его слушать не хочет и реагирует только на то, что ему нравится, потому что непонятно, что делать с другой информацией. Это трагедия Хлестакова, он становится "маленьким человеком, Может, в нынешних социально-политических условиях это самое безопасное?
Но самый шедевр - это финальная сцена. Вводится она рассказом о том, что для краш-тестов автомобилей часто используются мёртвые люди, мертвые души, и фразой: "Мне кажется, мёртвым больно". И эти самые "мёртвые" души усаживаются в нечто трясущееся едущее. Они всё прибывают и прибывают. И, как парад зомби, едут. Долго. Качаясь. Навстречу. Как наше отражение. Ведь "Над кем смеётесь? Над собой!"