В спектаклях Бутусова образы всегда сильнее и важнее слов.
То, что Юрий Бутусов не приходит в Сатирикон ставить очередной спектакль, а возвращается после временного отсутствия, это очень чувствуется. Возвращается, продолжая однажды начатый сюжет своих отношений с этим театром. Продолжая разговор уже не только с Константином Райкиным, а с коллективом театра. И несомненно, что всё to be continued. Чувствуется и то, что здесь все друг друга хорошо понимают. И всякое - красивое, ужасное, смешное и трагическое здесь рождается в согласии и сообща.
Как сообща мог родиться и этот непостижимый, с самого начала интригующий «Р». Кажется, что текст Михаила Дурненкова собирался на живую нить. И фраза: «Гоголь - гений!» - которую неоднократно произносит Антон Антонович (Тимофей Трибунцев) тоже, скорее всего, вырвалась на пике эмоции во время репетиций. У этих героев из «Р» свои отношения и с персонажами, и с автором «Ревизора». Вопрос даже не в том, что из чего вырастает. Сочинение Михаила Дурненкова легло на прочный, но гибкий фундамент Гоголя.. Стихия речи и стихия эпизодов спектакля нет да нет прорывается к классическому тексту и сюжету. Но Гоголь делал выбор в пользу рационального и в пользу смеха. Его мир в каком-то смысле идеален. Как идеален и понятен мир архаики с его ясной структурой, если на него смотреть из сегодняшнего дня. «Р» же опрокинут в хаос и все тут страдальцы и мученики. И хотя здесь тоже много по-настоящему смешного, все тяготятся, неистовствуют и рвутся вон из давнего сюжета, который только уплотняется и только усложняется со временем, переваривая опыт прошлого . И мчится всем миром на предельной скорости, синхронно искажая пластику тех самых пассажиров на резком повороте.
В спектаклях Бутусова образы всегда сильнее и важнее слов. Непостижимая красота, остающаяся в зрительной и эмоциональной памяти отдельными кадрами и большим впечатлением. Это то, что тобой манипулирует. И это безнадежно… Пусть так будет.