Врач или пациент?
Премьера «Как Фауст ослеп» режиссёра Сергея Тонышева в Сатириконе состоялась 6 сентября. Неожиданная для меня локация для открытия театрального сезона — если не считать спектакли Юрия Бутусова, не помню, когда последний раз была в Сатириконе. Премьер в этом театре анонсировано, мягко говоря, немного — следующая аж в марте («Сирано де Бержерак», которого ставить будет сам Константин Райкин), но то, что они позвали Сергея Тонышева, — хорошое дело. Достаточно новое имя, я пока мало его видела, но потенциальный интерес к его постановкам уже есть.
Идея ставить Гете — сама по себе смелая. Главная линия в спектакле — линия любви Фауста (Артём Осипов) и Гретхен (Алина Доценко), совсем еще наивной девочки, набожной и по-детски встречающей внимание мужчины. Тонышев роль Фауста разделил на две — пожилого и молодого, и Фауст молодеет, когда встречает свою любовь. Только парадокс — это не окрыляющее чувство, молодость тут некрасива, а еще более отвратительна — если пожилой Фауст хотя бы сомневался, то этот уже отдался всем радостям жизни. Встреча с Гретхен открыла не что-то прекрасное, а показала возможность разврата.
Мефистофеля играет Денис Суханов — получился, чего и следовало ожидать, самовлюбленный, самоуверенный дьявол (контрастом ему — голос Райкина — симпатичный театральный ход). Фауст и Мефистофель впрямую запаралеллены: начинается спектакль с того, что Фауст отчаянно пытается искусственным дыханием спасти жизнь уже умершего пациента; в конце вместо умершего пациента — пожилой Фауст, а за врача — Мефистофель.
Для меня спектакль больше остался визуальной историей. Безусловно, потустороннюю атмосферу, где у всех то ли пациентов больницы, то ли существ уже в том мире черные «плачущие» глазами, сделать удалось, но получилось ли цельное высказывание — вопрос. Скорее, — просто слегка упрощенное, ясное изложение Гете. И всё же это атмосферный театр, в котором совершенно не скучно.