Размер шрифта:
Изображения:
Цветовая схема:

Яркий, словно разбрызганные по холсту краски Поллока...

 Яркий, словно разбрызганные по холсту краски Поллока... - фотография

Вот и всё, в Театре «Сатирикон» имени Аркадия Райкина сыграли "Отелло" в последний раз.
Когда в историю уходят спектакли Юрия Бутусова, мне особенно жаль. Я очень люблю театр Бутусова. Яркий, словно разбрызганные по холсту краски Поллока, утонченный, страстный, экспрессионистский, со множеством метафор, символов, ассоциаций, где на сцене творится трагическое "безумие", спрятанное за фарсом и буффонадой, а воспринимать такую режиссуру можно только на эмоциональном уровне...

В этом спектакле есть несколько особенно восхитительных, завораживающих сцен. Эротический танец Отелло и Бьянки. Ведь именно Бьянка стала невольной обладательницей платка, который - по преданию - должен принести любовь, покорность и сердце Отелло той, кто завладеет роковым платком.
Дуэль Дездемоны и Яго, когда они сходятся в мокрых одеждах у выстроенного ими барьера, словно у выросшей между ними стены. В прошлой жизни, когда я была юной и безмятежной, на вопрос "Что ты больше всего не любишь?", я отвечала "мокрую одежду". Поэтому я очень хорошо могу представить, какое в этой сцене отвращение испытывают друг к другу Яго и Дездемона.
Зачаровывает как постепенно чернеют руки Отелло, когда он впервые задумывается о "черном деле".

И, конечно, финал, в котором отсутствует традиционное "Молилась ли ты ночь". Отелло не душит Дездемону. Он мажет ей черной краской лицо - в его отравленном ложью сознании она утратила чистоту и непорочность. И это черное лицо на общем черном фоне исчезает, стирается - Дездемона перестает "быть"...

Артисты здесь играют на пределе сил, в полной мере подчиняясь страстям вывихнутого мира - настил сцены в прямом смысле выворачивают наизнанку. В этом перевернутом мире ложь становится правдой, любовь превращается в ревность, а белое - в черное. Сотворить зло в нем так же просто как пожарить яичницу. А один маленький мстительный человечек способен погубить многие жизни, раскалив их низменные страсти как сковородку.

Восхитительное трио - Тимофей Трибунцев, Денис Суханов и Марьяна Спивак - "неверная как вода" Дездемона, существующая сразу в нескольких образах: порожденных воспаленным сознанием Отелло и настоящем.
А ещё здесь красноречиво молчит радиоприеемник, на котором в прошлых спектаклях Яго слушал новости "Эхо Москвы" - канувшей в небытие радиостанции. Ну не "Спутник" же ему теперь слушать, впрочем, всё равно негде: спектакля-то тоже больше нет...

Оригинал.

Издательство: facebook Автор: Маргарита Христенко 10.07.2022

Спектакли