Дон Жуан поневоле
2 и 3 апреля на сцене ДК “ВЫБОРГСКИЙ» петербургские зрители впервые смогут увидеть спектакль московского театра «Сатирикон» имени Аркадия Райкина «Дон Жуан» Мольера в постановке Егора Перегудова с блистательными Тимофеем Трибунцевым и Константином Райкиным в главных ролях.
Мольеровская комедия нравов использует бродячий сюжет с «вечными образами»: искателя приключений Дон Жуана, не отягощенного нравственными запретами и верящего лишь в то, что дважды два — четыре, и его спутника – моралиста Сганареля, убежденного, что даже самый законченный грешник может возродиться для новой жизни. Роль Сганареля, как известно, Мольер писал для себя. В спектакле Егора Перегудова персонаж Константина Райкина — антипод Дон Жуана, философ, проповедник христианских истин, и потому – человек без возраста, посвятивший всего себя служению. Рядом с беспутным хозяином его удерживает отнюдь не перспектива однажды получить заслуженное жалование, а поистине отеческая любовь и желание вразумить так и не повзрослевшего мальчишку. И здесь разворачивается трагедия наставника, на глазах у которого рушится годами выстраиваемая система ценностей, мир дает трещину, и он, облаченный в костюм авиамеханика, уже не в силах «залатать» зияющую пустоту в душе своего подопечного.
Дон Жуан в исполнении Тимофея Трибунцева ̶ легкий, немного угловатый обольститель, который «и жить торопится, и чувствовать спешит». Хамелеон, меняющий невест с той же непринужденностью, что и обличье – он органично смотрится и в маленьком черном платье, и в капитанском кителе, и в элегантном красном пальто, сшитом по лекалам отца-лицемера с почтенным стажем. Победы больше не приносят Дон Жуану удовлетворения, нет ни новизны, ни сильной страсти, сценарий обольщения повторяется из раза в раз. Его обаяние, живость, ум - всё только во вред. В нем чувствуется что-то нереализованное, детская травма, как сказал бы старик Фрейд. Дон Жуан Трибунцева не претендует на звание первого красавца, ему важнее не добиться любви очередной доверчивой жертвы, а успокоить свое эго. Охота превращается в игру, в которой он, эгоист и циник, всякий раз погибает от постигшего его гнева Божьего, и всеми правдами и неправдами воскресает как птица Феникс. Беспринципный любовник и его целомудренный слуга обречены все начинать сначала. Их беседы напоминают схоластический спор и растворяются в вечности. Дон Жуан не боится бросать вызов богам, им движет непреодолимое желание проверить эмпирически, каковы пределы человека, венец ли он творения или «тварь дрожащая».
Владимир Арефьев, главный художник Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко, создал монументальную декорацию, встраивая «неистовую комедию» в жанр притчи. Почти все пространство сатириконовской сцены занимает огромная винтовая лестница, доходящая до самых колосников и образующая круги ада, по которым носится Дон Жуан, подгоняемый резвой музыкальной композицией Сергея Филиппова и Сергея Ракитина. Это словно каркас Вавилонской башни, недостроенной по воле Создателя, рассеявшего людей по белу свету в наказание за непомерную гордыню. Лестница медленно вращается, и перед зрителями проходит жизненный путь героев, и так по кругу – бегство от преследователей, от самих себя, от разочарований и будничности жизни в поисках недостижимого счастья или хотя бы минутного утешения. У подножья башни разбросаны обломки, кучи мусора. С грохочущего неба то и дело падают камни, мертвые рыбы, горшки с цветами – знамения, кара господня за грехи Дон Жуана. Свалится и поролоновый диван для любовных утех, а в финале разверзнутся небеса, и Святой Дух спустится в виде голубей. По ярусам этой башни молчаливый Командор (Алексей Якубов), олицетворение высшей справедливости, поведет Дон Жуана в преисподнюю.
В спектакле Перегудова женский и мужской мир также теряют способность к взаимопониманию. Донна Эльвира (Агриппина Стеклова), переодевшись в слугу, повествует о своем несчастье с характерным грузинским акцентом. Драма девушки, вырвавшейся из стен монастыря навстречу любви и брошенной почти сразу после свадьбы коварным Дон Жуаном, кроется в неумении принять действительность такой, какая она есть. Сердце отказывается верить разуму. Рыбак Пьеро (Илья Рогов) и его невеста Шарлотта (Алина Доценко) ведут нескончаемый спор на южном диалекте. Неторопливые гребцы (Ярослав Медведев, Алексей Фалько и Кирилл Бухтияров) оказываются выходцами из Средней Азии. Диалог братьев Донны Эльвиры, жаждущих мести за поруганную честь сестры, превращается в «растроение» личности всегда робкого Дона Карлоса, заряжающегося силой и храбростью только от зеленого змия (Владимир Большов). Смешение языков, культур, эпох укрупняет тему, предложенную режиссером, – люди утрачивают способность слышать друг друга, каждый замыкается на себе, пытается в одиночку добраться до неба, но что есть разум, не освященный Божественной благодатью?
И все же человек продолжает жить надеждой. Дон Луис (Владимир Большов) в который раз уповает на то, что беспутный сын перестанет позорить славное имя Тенорио. Не говоря уже о многочисленных поклонницах Дон Жуана, каждая из которых пребывает в полнейшей убежденности, что именно она – его последняя и единственно подлинная любовь. Вера в то, что человек способен на высшее благородство, на самоотречение во имя своих принципов торжествует в сцене, когда нищий (Илья Рогов) не соглашается богохульствовать ни за какие деньги. Именно в этот момент вся арифметика Дон Жуана терпит крах.
Терпению же высших сил приходит конец, когда «величайший нечестивец», «ведущий самое что ни на есть скотское существование», начинает лицемерить и играть в добродетель. Хотя ему и подарена встреча с прекрасной Ангеликой, дочерью Командора (Алина Доценко), но лишь для того, чтобы счастье продлилось всего лишь мгновение и оборвалось окончательно и бесповоротно. «Без труда вытащишь рыбку из пруда», ̶ вздыхает Сганарель, с горечью переосмысливая крылатые выражения. И еще ̶ «В здоровом теле больной дух». Не это ли самый точный диагноз нашего времени?