Размер шрифта:
Изображения:
Цветовая схема:

«ДУБРОВСКИЙ» Александра Пушкина в театре «Сатирикон» (Дворец на Яузе). Режиссер Яков Ломкин.

«ДУБРОВСКИЙ» Александра Пушкина в театре «Сатирикон» (Дворец на Яузе). Режиссер Яков Ломкин. - фотография

Примерно половина зала во дворце на Яузе – школьники, которые, судя по всему, пришли, чтобы не читать оригинал. Ох, представляю себе лица учителей, когда они будут читать сочинения, написанные по сатириконовскому "Дубровскому". Просто именины сердца.

Как вы поняли, классическую пушкинскую историю переделали достаточно серьезно, хотя основной сюжет все-таки остался.

Строго по канонам театра. Драматические действия короткие, а между ними длинные пластические (или танцевальные) номера.

Номера эти разнообразные, динамичные, с огромным количеством метафор. План по метафорам и подтексту, в общем, перевыполнен на несколько сезонов вперед.

Интересен подход к декорациям – центром притяжения является круг, обнесенный сеткой со всех сторон, отчего он становится похожим на ринг, посередине круглый стол, который в разных сценах выполняет функцию места сбора большой семьи, а в некоторых – что-то типа сатанинского алтаря.

Оригинально подобрана музыка. В частности, спектакль начинается с аранжировок классических битловских треков из "Сержанта Пеппера" в русском народном стиле. Даже на некоторое время поверил, что "Битлз" – русская группа.

Каждый характер прописан ярко и очень метафорично. И в этом и заключается самый спорный момент спектакля.

Например, Шабашкин (секретарь Троекурова в исполнении Арсена Ханджяна) передвигается по сцене как герой мультика "Гадкий Я". Троекуров – яркий пример метафоричного самодура и так далее, сотрудники суда – с песьими головами и так далее.

Каждый герой символичен и утрирован до невозможности.

В общем, к середине первого действия у меня сложилось впечатление, что я смотрю вовсе не пушкинскую, а гоголевскую историю с этими гротескными персонажами.  Троекуров в данной версии – типичный Ноздрев, Дубровский-старший, хоть и говорит о человеческом достоинстве, но больше напоминает образ Акакия Акакиевича.

Для сатирика Гоголя такой подход – верен, для реалиста Пушкина – спорен.

И в этом заключался главный диссонанс спектакля.

Пушкин задумывал "Дубровского" как мелодраматический авантюрный роман, в котором символизм и гротеск не подразумевался.

Тут же его прямо с перебором. В каждой сцене.

Плохо ли это? Нет!

Смотреть интересно, но вопросы остаются. Не лучше ли было в таком стиле поставить "Миргород" или "Мертвые души"?  

В общем, если вы поклонник классического сатириконовского стиля – спектакль для вас. Если вы хотите увидеть обычного Пушкинского "Дубровского" – то, наверное, вам не сюда.

Пока сидел в зале, пришла в голову идея: измерять качество спектакля по простому параметру – в какой момент я первый раз посмотрел на часы.

В первом действии – это была 58 минута, во втором – вообще не посмотрел. С учетом того, что спектакль продолжался почти 3 часа – очень неплохой результат.

Но водить сюда школьников, которым в лом читать "Дубровского", наверное, не стоит. Во избежание дальнейших конфликтов с учителями. Не поймут учителя концепцию Якова Ломкина.

Явно не поймут.

Оригинал.

Издательство: Ревизор Автор: Никита Балашов 25.04.2024

Спектакли