Елизавета Бам в Сатириконе (старорежимная рецензия)
Я не люблю театр, не люблю авангард, не люблю пренебрежения к авторскому тексту, не люблю комикования и переигрыша. Тем не менее новая постановка «Елизаветы Бам» (ну, то есть по мотивам «Елизаветы Бам») в театре «Сатирикон», на которой пришлось побывать 30 мая, мне очень понравилась. Будучи «спецом по Хармсу», я в свое время многократно подвергалась принудительным просмотрам театральной и кинопродукции на данную тему, пока не нашла в себе сил топнуть ногой и сказать: «Хватит». Так что шла туда с неохотой и предубеждением, чисто из вежливости, надеясь свалить в антракте. Наверное, лицо у меня было соответствующее, так что одна незнакомая, но, очевидно, начальственная дама в фойе, посмотрев прямо на меня, строго сказала, чтобы я не вздумала убегать посреди действия. Так что я на всякий случай села поближе к выходу. Но не убежала – ни посреди действия, ни даже в антракте. В котором, кстати, потешный старичок в исполнении одной из хорошеньких актрис, взобравшись на стул, выдавал отличную пародию на скептиков вроде меня и был уведен ряженым милиционером.
Первое действие вообще произвело серьезное впечатление. Режиссер Гоша Мнацаканов, так смело и вежливо отражавший мои наскоки на предварительной встрече 20 мая (видео выложено, см.), оказался чрезвычайно талантливым молодым человеком. И актеры у него как на подбор. Они бросаются на сцену, как на амбразуру, громят и пронзают пространство, сверкают и искрятся и несут сокрушительную отсебятину на грани фола, впрочем, всегда остроумно и нигде не чересчур. Большое, должно быть, счастье работать с такими актерами. (На нашей встрече Гоша рассказывал, то в процессе постановки они все работали слитной командой, многое выдумывали вместе и даже разговаривать между собой начали по-обэриутски. Это очень знакомо и понятно.) Особенно пленила мое сердце «Любовь Марковна», вызвавшая в памяти старинную эпиграмму на Валентину Сперантову из залистанного до дыр альбома шаржей 1958 г. «Действующие лица»: «Играет юный пионер Комических старух», - с печеньками в пакете и потоком сознания исключительной достоверности и качества. Никакой Любови Марковны в исходнике, как вы понимаете, нет, равно как и 80% сценического действия и произносимого текста. Действие, однако, захватывающее и текст безошибочный. Да и основная динамика схвачена верно: вот они пришли ее забрать, вот она их всячески отвлекает и развлекает, вот сражается за нее папа (прекрасная папа, гомерически загримированная под Никиту Михалкова) – и вот возвращаются Двое и уводят ее, несмотря ни на что. И «гендерный шифт», априори казавшийся мне штукарством, смотрится вполне органично и оправданно; не буду вдаваться в подробности, вам еще этот спектакль смотреть.
...
Второе действие, тоже весьма напряженное и осмысленное, было для меня, впрочем, лишним. Такое ощущение, что режиссеру показалось мало, и он решил все недосказанное поместить в дополнительные полтора часа. Ну то есть это, наверное, отдельный спектакль, и он мне нравится существенно меньше. Во-первых, он концептуально-постмодернистским образом буксует, несмотря на всю изобретательность и самоотверженность воплощения. Во-вторых, тут уже появляется так называемый «сам Хармс», редкая постановка без него обходится – слишком ярок и узнаваем образ «автора-персонажа», слишком велик соблазн поместить игровое «я» в созданную им реальность. «Сам Хармс» - в виде салата из собственных текстов, нещадно порубленных и, на мой вкус, слишком остро приправленных. Хотя актер (он же Елизавета Бам в первом действии) великолепный, вкладывается по полной и даже несколько избыточно. Ну, театр есть театр. Хотя лично мне милее открывший действие трогательный мент Иван Иванович с фокусами (другой жанр, понимаю и воздерживаюсь от оценок).
Много откровенного стебалова (иначе не скажешь) над нынешней отечественной масс-культурой. В частности, безжалостно (и поделом) продернут покойный стендап-сатирик со своим бессмертным текстом «они тупые». Некоторых цитат я без посторонней помощи не заметила бы (например, современного кино давно не смотрю и Данилу Багрова не опознала). Зато моя любимая хромая балерина Любовь Марковна исполняет лебединый танец под грохочущую с неба песню, сборное произведение из дежурных штампов одобренной Минздравом эстрады. Кто ее сочинил? Говорят – сам Гоша. Если это так – вообще молодец.
Финал грандиозен и страшен. Он молчалив, финал. Он не оставляет никакой земной надежды и открывает дверь прямо в небо - в полном соответствии со всей обэриутской историей. Так что смешки в зале примолкли (а поначалу многие ржали в голос, оно и понятно).
Резюме: актеры отличные, режиссер умница, декорация прекрасна, сценические решения оригинальны, мизансцены стоят перед глазами. Кате Купреевой, которая придумала меня позвать, спасибо. Спектакль удался. Далеко пойдет. Если (надеемся), как в школе говорили, милиция не остановит.