Размер шрифта:
Изображения:
Цветовая схема:

Главная роль. Константин Райкин. Эфир 15.02.2022

Главная роль. Константин Райкин. Эфир 15.02.2022 - фотография

Театр «Сатирикон» представляет премьеру спектакля «Р» в постановке Юрия Бутусова. В студии программы «Главная роль» художественный руководитель «Сатирикона» Константин Райкин. Фрагменты диалога:

       «Мы начали с пьесы «Ревизор» Гоголя, а потом стали говорить про то, как эту великую пьесу сейчас воспринимают, когда она так хорошо всем известна, что потеряла поэтому былую остроту и превратилась в этакий водевиль. Мы стали говорить про это и вдруг поняли, что наши разговоры представляют самостоятельный отдельный интерес. Мы рассказывали свои случаи из жизни, какие-то личные ощущения и наблюдения. И вдруг Юрий Николаевич говорит: «Ну что, давайте пригласим какого-то драматурга и просто напишем пьесу про наши ощущения от пьесы «Ревизор». И позвали драматурга Михаила Дурненкова, который все наши взбалмошные высказывания превратил в другую уже историю.

       Получилась самостоятельная, отдельная пьеса, которая написана по впечатлениям и размышлениям на темы «Ревизора» Гоголя. Но у неё другой сюжет, другая атмосфера, другой жанр. Это не комедия, это спектакль более тяжёлой атмосферы. Более того, эта новая история про то, что зло распоясалось и уже перестало притворяться добром. И вот это стремление Хлестакова к лёгкости – это уже невозможная вещь, потому что теперь он не может пролететь как у Гоголя по касательной к этому миру, только коснувшись этого зла, а потом умчаться куда-то в неизвестность.

       Теперь зло вязко. Оно затягивает его, хватает за ноги и за руки. И всё вместе это выруливается в другой сюжет, в другую цепь событий и другие коллизии. И вдруг оказывается, что этот Хлестаков – существо, человек, персонаж – может быть, очень приближенный ко мне. Потому что в каждом из персонажей новой пьесы есть наши личные истории, которые воплощены в текстах.

       И мне трудно бывает уже отделить себя от Хлестакова, и он оказывается уже не театральной фигурой, а человеческой. И вообще, как ни странно, я стал ощущать, что люблю этого Хлестакова, что в нём есть трогательность, невероятные всплески фантазии, он увлекающийся, он верящий в собственные выдумки, он не врун, он творческий человек. А потом он сталкивается со злом, которое его начинает затаскивать, засасывать, и он не может выбраться, он пугается и теряет свою лёгкость.

       И там ещё замечательное, мне кажется, смещение времени и ассоциации с нашим совсем недавним прошлым. Прошлое с настоящим в пьесе становится неразделимо».

Оригинал

Издательство: Россия. Культура 15.02.2022

Спектакли