Размер шрифта:
Изображения:
Цветовая схема:

«Государь-стендап», реж. Александр Локтионов, Сатирикон

«Государь-стендап», реж. Александр Локтионов, Сатирикон - фотография

Для меня "Государь" как-то очень плотно зарифмовался с бутусовским "Р". Всё тот же бесконечный краш-тест отдельно взятой страны. На этот раз условная "птица-тройка" (в "Р" мертвой тушкой заполняющая большую сцену) в облике легковушки тормозила о груду мечей истории, подобно горе-крестов, охраняющих огромный стоящий гроб. Даже финальная мизансцена схожа: герои, взгромоздившиеся на эту самую "птицу". И срез человеко-государственный: гоголевские чиновники всех мастей плюс жена и дочь в против еще более внятной гос. структуры - Государь, Генерал, Священник, Марфуша. Да и сами стендап-монологи продолжают чиновничьи вербатимы первой части "Р". Только во времени они откинуты сильно назад, хотя и прочитаны современными глазами и языком, вглядывающимися в прошлое из постапокалиптической реальности. Такое себе "назад в будущее" (привет скейту Ивану Грозного).

Невидевших спектакль, наверное, совсем запутала. Между тем, предлагаемые обстоятельства "Государя" максимально простые: музыкальная группа Dead Platon (время проживания - 3024 год) в составе трех, кажется, всё-таки людей и робота Марфуши, услышав из нашего времени сигналы о помощи, отправляется в прошлое. А потом, прихватив нас, еще глубже в прошлое, чтобы показать истоки и проследить последствия.

В рифме "Государя" с "Р" нет ничего вторичного. Скорее, как раз вот это самое, разбуженное желание докопаться до корней проблемы. Каково это, когда настольной книгой и безоговорочным руководством к действию для наших управителей из века в век становился логически-безупречный макиавеллистический трактат? Не случайно, наверное, первым героем исторического экскурса становится родившийся за два года до первой публикации "Государя" Иван Васильевич.

Вот что мне (неожиданно для самой себя) импонирует в этом спектакле, созданном режиссером Александром Локтионовым и артистами Даниилом Пугаёвым, Ильей Денискиным, Ярославом Медведевым и Алиной Доценко, так это злость. Злость и боль, с которыми они создают свою сценическую реальность, бесконечно зеркалящую нашу реальность. Да,зале очень много смеются - на то и расчет, ведь это всё-таки не просто "Государь", а "Государь-стэндап". Но в смехе этом не мягкий юмор, а острый и злой сарказм. Не сатира даже. В конце концов, опять же именно это и свойственно стендапу - как иначе достигнуть массового терапевтического эффекта?

Главный герой - смех, который возникает из самых не располагающих к смеху фактов. Грозный пытал и казнил бояр? Вопрос в зал: какую оценку ставил Грозный боярам за международную политику? Кол! Такого в спектакле много. И про Грозного, и про Петра, и про лучшего эффективного менеджера XX века, и про Президента из трех-тысячных годов - всего четыре остановки на нашем пути.

И с каждой новой остановкой смех претерпевает изменения. Низовой фарс создания Грозным танца в присядку, сменяется смехом-массмаркет о Петре, прорубившем окно за картошкой фри и Гамбургером на вынос, оборачивается стильной (а ля DC Crew) иронией эффективного менеджера о создателе компании, который до сих пор лежит в центре офиса ("это я его положил", - скромно уточняет менеджер), и, наконец, превращается в шепот отчаяния (такой себе чёрный юморок из 3034): "пересадите мне назад орган искренности!"..
Нет, проведёнными цитатами все далеко не исчерпывается. Каждая эпоха и внутри спектакля сложнее и объемне (чего стоит только хтоническое путешествие Петра к своему глубинному народу). Как и то, что остаётся за пределами "остановок" - своеобразные дорожные интермедии с пяснями (любим жанром будущего, вобравшем в себя песню и басню); исповедью Генерала, желающего только махаться, но вынужденного штопать рубашки стариков, страшащихся тишины (и махаться, наконец, придется, но лишь тогда, когда дом престарелых окажется под угрозой закрытия); трепетным рассказом Священника о реализованной утопии единой веры (страшный, но кристально-прозрачный в своей нежности эпизод - "у нас проблемы, Хьюстон"); хрупкой "жизнью" трогательного робота-Марфуши - мамы пылесоса и нашей бессменной проводницы по прошлому и будущему.

Какой-то текстоцентричный текст о спектакле у меня получается. Но и правда, была бы возможность - приобрела бы себе аудио-версию и слушала, слушала. Хоть иди еще раз, и просто включай диктофон. Но текст этот хорош своим рождением и воплощением. И актеры здесь бесспорны в своей человеческой искренности и артистическом мастерстве. Даже, возвращаясь к идее радио-версии: много ли вы найдете спектаклей на современной сцене, который слушать (актерски) было бы не менее интересно, чем смотреть? В "Государе" голосовые партитуры очень точный - никого ни с кем не спутаешь. Ни актеров , ни персонажей. В этом смысле, перед нами, действительно, еще и слаженная музыкальная группа. Безусловно, со своим фронтменом. Даниил Пугаёв здесь виртуозен, обаятелен, отталкивающ и манок - воплощенный макиавеллизм. Идеальный государь. Не дай бог..

Дальше рассказывать не буду, всё-таки неблагодарное дело стенд-ап пересказывать. Только еще несколько слов. В основе постановки (вернее, в его идее) - "Государь" Макиавелли и "Государство" Платона. За изложением этих текстов на спектакль, безусловно, идти не стоит. А вот за их духом - самое то. Читать философов накануне не обязательно, но поверьте, если вы сталкивались с оригиналами, на спектакле вам откроется еще больше красот режиссёрской, философской и театральной мысли. А на выходе из зала, была бы такая возможность, думаю, вы точно приобрели бы себе томик Макиавелли. Платона упоминают на сцене значительно реже, но не забудьте, что "гости из будущего" с солистом-Макиавелли взяли себе именно его имя. А одна из самых эффектных композиций о возникновении государства - "Мы в лесу нам для кроссовок нужно тридцать человек" - это, по сути, по своему зачину, вполне себе воплощение платоновской идеи: "Государство возникает, как я полагаю, когда каждый из нас не может удовлетворить сам себя, но нуждается ещё во многом"...
Да, главное, не забудьте, что всё это будетляне нам показали, потому что мы подавали сигналы о помощи. Хотя.. судя по увиденному в 3024м, помощь должна исходить от нас.

P. S. В детстве обожала книгу "Всеобщая история, обработанная Сатириконом" - мне кажется, идеальный подзаголовок (по звучанию, и, безусловно, по подходу и смыслу) для "Государя-стендап" :-)

Оригинал.

Издательство: Livejournal.com - Пишу как пишется Автор: Nika_Stasy - Анастасия Иванова 11.03.2024

Спектакли