«Как Фауст ослеп» или великая трагедия Гёте в современном прочтении
Голос из Преисподней, голос с Небес – диалог добра и зла. Так выглядит один из прологов трагедии Гёте «Фауст», и так начинается спектакль Сергея Тонышева «Как Фауст ослеп», представленный на сцене театра «Сатирикон».
Действие драмы переносится в наше время. Фауст уже не средневековый врач, Мефистофель развлекает зрителей пародией на общество потребления, но смысл произведения и образы остаются прежними.
Фауст – хирург, отчаянно борющийся за жизни пациентов, но по-прежнему неудовлетворённый своими знаниями о мире. Он стремится познать тайну жизни, поэтому прибегает к тёмным силам. Сергей Тонышев, режиссёр-постановщик, говорит:
"Мы попытались пойти в сторону человеческой чувственной истории. «Как Фауст ослеп» – история доктора, в первую очередь, человека, по призванию спасающего других людей. В спектакле мы пройдем путём этого человека, попытаемся разобраться в его и своих желаниях. Своеобразная операция над душой. Есть ли она, душа?"
И герой правда предстаёт живым человеком, способным искренне любить, совершать ошибки, каяться за них и непоколебимо идти к достижению своей цели – познать жизнь и её смысл.
Спутник его – Мефистофель, воплощение зла, искушает душу Фауста, желает забрать её. Он многогранен: он пытается уберечь доктора от неверных действий, но также иногда прибегает к жестокости, исполняя просьбы Фауста. С Мефистофелем остаётся его прошлое: герой настолько подробно проработан, что на спине у него есть шрамы от вырванных ангельских крыльев.
Гретхен (Маргарита) – чистая душой возлюбленная Фауста. Игра актрисы поражает: головокружительная влюблённость, колебания в выборе между страстью и душевной чистотой, боль от предательства, надежда и принятие своей судьбы – всё это было гениально сыграно. Гретхен стала героиней, способной всеобъемлющей любовью растопить сердце самого Мефистофеля.
Работа со сценическим пространством, со светом и звуком поражает. Плиточная стена становится основой для множества разных пространств: операционная, городская стена, комната Гретхен, сад, тюрьма, место казни, новый город, построенный Фаустом. Она разрушается на глазах у зрителей, а отверстие в ней используется как вход в помещение и как арка между домов в городском пространстве. От небольшой смены декораций зрителей отвлекли приведения из фонариков и прозрачного материала, привязанные к удочкам, которые летали над зрительным залом. Гретхен в прямом смысле поднялась вверх под голос Небес: «Спасена!» Причём голос Бога шёл из ниоткуда и разливался по всему залу. Свет и звук формировали и меняли пространство, выделяли главное, вызывали эмоции и цепляли внимание зрителей.
Это новое прочтение великого произведения. Сюжет не везде совпадает с книжным, например, в спектакле нет сцен, где действия драмы происходят в эпоху античности, но тем не менее – новые смысловые акценты, более проработанные образы главных героев и невероятное воплощение делают спектакль впечатляющим.