«Как остаться человеком, а не частью системы»
«САТИРИКОН» ПРЕДСТАВИЛ ПРЕМЬЕРУ «БЛИЗКИЕ ДРУЗЬЯ»
Театр «Сатирикон» представил первую в 2021 году премьеру – спектакль «Близкие друзья» режиссера Сергея Сотникова по повести Евгения Водолазкина. Спектакль рассказывает о трех друзьях из Германии, которых разлучила Вторая мировая война.
Повесть Евгения Водолазкина основана отчасти на реальных событиях. Автор вспоминает, что его настолько впечатлила история двух сослуживцев, которую он прочел в немецкой газете, что он сделал ее частью своего сюжета. Когда один из немцев погиб на фронте в России, другой запаял его в самодельный цинковый гроб и возил с собой до тех пор, пока не смог отправить самолетом тело убитого в Германию.
– История двух друзей, которую я прочитал в газете, меня поразила, но любовной линии в ней не было, – рассказывает писатель. – Я придумал любовную линию и подчеркнутый эротизм всего происходящего как витальность, неистребимый вкус к жизни. Их дружба очень чувственная. И вот эта странная пара: любовь и смерть, Эрос и Танатос. На их контрасте во многом построена повесть и ее инсценировка.
Близкие друзья из Германии. Молодые, влюбленные, они дают друг другу слово, что будут похоронены вместе на Мюнхенском кладбище. Их крепкую дружбу однажды прервет женитьба Эрнестины (Алена Разживина) и Ханса (Ярослав Медведев). Чувствуя себя отверженным, Ральф (Даниил Пугаев) решает заняться военной карьерой, он поступает в офицерское училище, а преодоление трудностей становится одной его немногих радостей. После долгой разлуки два друга, уже профессиональный военный и рядовой, встречаются на фронте.
В постановке педагог, режиссер и актер Сергей Сотников использует особый театральный язык. Это отметил и худрук «Сатирикона» Константин Райкин и Евгений Водолазкин, который впервые встретился с режиссером на пресс-показе спектакля.
– Я считаю, что это редкий по совершенству театральный продукт, – говорит Константин Райкин. – Это особый театральный язык, который действует даже сильнее, чем повесть, и я имел смелость сказать это Евгению Германовичу (Водолазкину), потому что он знает, как сильно я его люблю как писателя. Это пронзительное произведение. Я давно такого в театре не видел. Еще этот спектакль лично для меня означает очень важный этап в жизни: все, кто здесь работает – мои ученики, включая режиссера. И я увидел, как мои дети выросли. Они делают то, что я уже не умею. Я не умею говорить таким театральным языком, так современно, нежно, чувственно, чисто, совершенно. У меня наступили дни счастья.
Сослуживцев на войне делают счастливыми письма Эрнестины. Жизнь на фронте в чужой стране протекала в другом измерении, а смерть стала обычным явлением. Оптимизм трех друзей поддерживался их обещанием друг другу быть вместе до конца.
– Человек всегда должен оставаться человеком, несмотря на страшные события, катастрофы мировой истории. И он им остается, – говорит Водолазкин. – Удивительно, насколько это человеческое начало отражено в спектакле, насколько отражено чувство от сердца к сердцу. Я довольно долго жил в Мюнхене, и ко мне несколько раз подходили старики-немцы, просили прощения за войну. Я отвечал, что не вправе прощать или не прощать. Это мои деды воевали – они могли, а я нет. Но вместе с тем, я понимал, что это люди, которые очень сильно, искренне переживают чувство вины. Их ключевую фразу «никогда больше» я очень хорошо прочувствовал в спектакле. Для меня его ценность среди прочего состоит в том, что он вроде бы уходит от прямого следования тексту, но совершенно иначе и очень точно выражает то, что я хотел сказать и сказал.
Эта история о том, как война ворвалась в жизнь молодых людей и разлучила их. Но несмотря на трагизм происходящего, спектакль наполнен юмором и любовью. Зритель наблюдает главных героев на протяжении всей их жизни – совершенно юными вначале и уже пенсионерами, когда вдвоем они отправляются в Россию, чтобы преодолеть путь, пройденный Ральфом в войну.
– Почему именно это произведение? Для меня это обстоятельства на уровне Шекспира. XX век – самые страшные обстоятельства, которые были в истории человечества, – говорит режиссер Сергей Сотников. – Главный вопрос: как в мясорубке истории остаться человеком, а не частью системы, идеи, концепции? Через что? Вот через благородство, сострадание, честность, открытость.
Спектакль, как и повесть Водолазкина, показывает всю бессмысленность войны в глазах простого человека. Напоминает об ужасах войны, чтобы никогда больше не допустить их повторения.
– Фашизм всегда рядом, это надо помнить. Мы в свое время победили фашистскую Германию. Но фашизм – это слишком сложное и изворотливо-живучее явление, это один из видов зла, с ним невозможно расправиться раз и навсегда. С фашизмом нужно бороться ежедневно и всю жизнь, – поясняет Константин Райкин. – И еще он обладает лицедейскими способностями. Зло вообще все время лицедействует и рядится под добро. Поэтому фашизм спрятан под всякими очень красиво звучащими лозунгами.
Я поздравляю будущих зрителей с тем впечатлением, которое, я уверен, они получат, потому что это произведение высокого христианского звучания. Мне кажется, в наше время озлобленности, конфронтации, «скрежета зубов» очень важно возвращать людей к основам традиционных духовных ценностей. Христианство – это человеколюбие, а происходящее в спектакле очень гуманно, в этом есть глубинный, сильнейший призыв к гуманизму.
Ближайшие показы спектакля «Близкие друзья» состоятся 4, 5 и 28 марта в Центральном Доме актера.
Фото: Александра Гаганова