Как старое вино
Лето в зените, зрители и критики — на море, а театральная жизнь в столице всё равно не затихает.
Скажем, «Сатирикон» анонсировал премьеру своего худрука Константина Райкина: в конце июля будет пресс-показ, сейчас полным ходом идут репетиции. А официальная премьера назначена на начало сентября, когда театр откроет свой 85-й сезон. Да-да, родословную «Сатирикон», театр с весьма необычной судьбой, ведёт с основанного в 1939 году Аркадием Райкиным Ленинградского театра эстрады и миниатюр, свое нынешнее название получил лишь в 1987 году, а московскую прописку — на пять лет раньше.
Ну театр — не дама, он не должен скрывать свой возраст, а напротив для солидности может и преувеличить, хотя редкий зритель скажет вам, что «Сатирикону» — 85 лет. Это молодой и очень энергичный театр. Пусть и не столь популярный и модный, как скажем, лет 10-15 назад, когда публика туда буквально ломилась. Однако всё равно востребованный и обсуждаемый, из первой десятки. Театр-ньюсмейкер.
Вот и новая постановка — «Четыре тирана» по пьесе Карло Гольдони «Самодуры» — обречена на зрительское внимание.
Как уверяет режиссёр (цитирую пресс-релиз), это «добрая, весёлая, трогательная и вместе с тем очень реалистичная пьеса».
Тираны — это всего лишь богатые купцы, главы четырёх венецианских семейств, третирующие своих домочадцев, а не какой-нибудь Муссолини. И на них найдётся управа.
Надо сказать, что в «Сатириконе» любят Гольдони (1707-1793), пожалуй, больше, чем в любом другом театре страны. Это будет уже пятый спектакль по пьесам итальянского классика. До этого с разной степенью успеха здесь ставились его пьесы «Хозяйка гостиницы» (1994), «Кьоджинские перепалки» (1997), «Синьор Тодеро хозяин» (2002) и «Случай» (2006).
В последние года три-четыре, с тех пор, как стал писать о театральных премьерах для нескольких СМИ, я оказываюсь на многих спектаклях в числе первых зрителей (ну если только какой-нибудь директор-самодур или обидчивая пиарщица не внесут меня в чёрный список за негативный отклик). Вот и «Четырёх тиранов», надеюсь, увижу ещё на прогоне.
Быть в числе ранних пташек — это и хорошо, и не очень. Нередко на премьере спектакли ещё сырые, артисты нервничают, режиссёр что-то меняет и шлифует. Старожилы советуют идти на спектакль после дюжины показов, когда всё устаканится. Но кому нужна рецензия через три или четыре месяца? К тому же, бывает, что спектакль могут и снять.
Но несколько дней назад в том же «Сатириконе» мне довелось побывать на спектакле, который идёт уже десять (!) лет.
Подобное долгожительство — редкость для московских сцен, а тем более для этого театра, где худрук уверен, что в репертуаре большой сцены должно быть не больше семи спектаклей — тогда их часто играют и они находятся в хорошей форме. Ведь не секрет, что во многих театрах огромный репертуар и бывает, что какое-то зрелище идёт в лучшем случае раз в месяц, а то и реже.
Так вот, я наконец-то посмотрел «Лондон Шоу». Это версия знаменитой пьесы Бернарда Шоу «Пигмалион» (1912). И неслучайно Шоу написано с прописной буквы, мол, город Лондон глазами драматурга Шоу.
Но и шоу в этом спектакле Константина Райкина тоже присутствует.
К примеру, всё первое действие, завязка истории, когда персонажи встречаются, спрятавшись от проливного дождя под портиком церкви Святого Павла, разыграно в виде пантомимы. То есть, без единого слова, как немое кино.
Не уверен, что старина Шоу, который внимательно следил за постановками своих текстов и даже присутствовал в 1914 году на лондонских репетициях того же «Пигмалиона», был бы рад подобному решению, ведь эта пьеса — о языке, о фонетике, а не только о социальном неравенстве и о любви.
Не уверен, что нынешние зрители хорошо знают первоисточник и понимают, что человек с записной книжкой — это профессор Хиггинс, ведущий научные изыскания в области английской фонетики, а его случайный сосед под крышей — полковник Пикеринг, изучающий индийские диалекты. И кто такая бедная цветочница Элиза Дуллитл, говорящая на уличном жаргоне, мешающем ей сделать карьеру.
Другой неожиданный момент — решение режиссёра в одном из составов отдать роли Элизы и её папаши чернокожим актёрам — Елизавете Мартинес Карденас и Григорию Сиятвинде.
Не буду пересказывать сюжет. Надеюсь, что читатели всё же знают, чем закончилось пари между двумя специалистами по фонетике и как обученную профессором Элизу в итоге приняли за герцогиню. Скажу о другом.
«Лондон Шоу», несмотря на почтенный возраст, смотрится довольно свежо.
Спектакль не развалился, а как хорошее вино с годами, подозреваю, стал только лучше. Актёры в сногсшибательной форме. И вообще подобное высококачественное зрелище вполне сделало бы честь любому театру в легендарном Вест Энде, лондонском театральном районе.
И все же я жалею, что не выбрался на «Лондон Шоу» раньше, когда Хиггинса играл любимец публики Максим Аверин (несколько лет назад он ушёл из «Сатирикона»). Это к вечному спору о том, ходить ли на премьеры или обождать.