Как живет на карантине театр «Сатирикон»
«ОСТАЕТСЯ ТОЛЬКО ВЫХОД В ОНЛАЙН»
В ближайшую субботу, 28 марта, большинство московским организаций уйдет «на карантин»: помимо театров, кинотеатров и музеев, чьи залы опустели еще на прошлой неделе, свою работу приостановят кафе, рестораны, парки и торговые центры. Открыты будут только продуктовые магазины и аптеки. А театрам, которые, оставшись без встреч со зрителями, все равно продолжали репетиции, предстоит на время отказаться и от них. Тем не менее, до перерыва еще успеет состояться целый ряд прямых трансляций, в числе которых и онлайн-премьеры. Так, 27 марта, в Международный день театра, «Сатирикон» представит на сцене Учебного театра Высшей школы сценических искусств постановку «Дорогая Елена Сергеевна». Как проходила подготовка к спектаклю, «Театрал» выяснял за кулисами.
– Конечно, карантин не мог не сказаться на жизни театра, ведь мы временно лишились зрителей. Но, к счастью, работа не останавливается, репетиции продолжаются, поэтому лично у меня нет ощущения апокалипсиса, о котором так много пишут в интернете, – отвечает на вопрос «Театрала» исполнительница главной роли Наталия Вдовина. – В бытовом смысле наша жизнь несколько изменилась: мы соблюдаем меры предосторожности – стараемся чаще мыть руки, избегать больших скоплений людей в транспорте. О себе могу сказать, что по возможности вообще не планирую поездки по городу. Фактически, моя жизнь сейчас сосредоточена между театром и домом.
Как и в большинстве московских театров, репетиции в «Сатириконе» практически не прерывались, хотя специальный предпремьерный показ для прессы на этот раз пришлось отменить.
– Мы все привыкли к московскому ритму жизни, когда нужно существовать в условиях многозадачности: куда-то ехать, кому-то звонить. Поэтому даже короткая четырехдневная пауза в репетициях, которую нам все же пришлось сделать, показалась довольно мучительной, – рассказывает «Театралу» режиссер спектакля Владимир Жуков. – За это время я успел прочитать пару умных книжек, но все-таки изоляцию переносить непросто. Поэтому, надеюсь, вся эта история скоро закончится, и мы вернемся к полноценной жизни. А пока театры не могут приглашать зрителей, остается только выход в онлайн.
На прошедшей неделе к интернет-формату обратились многие российские театры – это своего рода компромисс, чтобы, не нарушая карантина, все-таки «оставаться на связи» со зрителями.
– Конечно, онлайн-трансляцию нельзя назвать театром в полном смысле слова, ведь она не предполагает живого контакта артиста и зрителя, а театр ценен как раз тем, что он происходит здесь и сейчас. Ту энергетику, которая возникает на сцене, не передаст ни одна, даже самая талантливая, запись. Но в условиях чрезвычайной ситуации это все-таки лучше, чем не играть вообще. Тем более, речь идет о премьере, не хотелось бы переносить ее на неопределенный срок, – отмечает режиссер.
По его словам, от артистов трансляция не требует никаких особых навыков – но очень многое в данном случае зависит от технической группы, отвечающей за эфир.
– Хотя трансляция не предполагает съемки по законам телевизионного театра, тем не менее, очень важно, чтобы у зрителей все равно возникало ощущение цельности постановки и некоей причастности к происходящему – даже если они находятся по другую сторону экранов.
Знаменитую пьесу Людмилы Разумовской «Дорогая Елена Сергеевна» несложно перенести в современность, однако эстетика спектакля Владимира Жукова преимущественно отсылает к 80-м годам, когда Эльдар Рязанов снял свой знаменитый фильм с Мариной Неёловой в главной роли. Впрочем, это тот случай, когда временные привязки оказываются неважны: сама история о несгибаемом человеке, не способном предать свои идеалы, пронзает и шокирует сегодня, как и 30 лет назад. В спектакле занята сатириконовская молодежь – выпускники ВШСИ, не так давно пополнившие труппу театра: Никита Григорьев, Ярослав Медведев, Аня Петрова и Кирилл Бухтияров.
По сюжету, разнузданные старшеклассники являются в квартиру школьной учительницы в попытке получить ключ от сейфа, в котором хранятся их плохо написанные экзаменационные работы. Они хотят подменить результаты, но пока и сами не знают, как далеко готовы зайти ради этой цели. Мелкая бытовая подлость оборачивается принципиальным столкновением, серьезным разговором о границах дозволенного.
– Это история о том, к чему приводит человека чувство полной безнаказанности и собственной исключительности, – рассказывает Владимир Жуков. – Пока ты молод, ты считаешь, что не просто так топчешь землю. Но если зайти в своих размышлениях слишком далеко, можно решить, что ты и правда имеешь право на что угодно. Если Сталин, Гитлер, любые другие монструозные личности имели право посылать людей на смерть и спать при этом спокойно, разве я не могу совершить маленький проступок ради великой цели? Неужели я не могу перешагнуть через ничтожное препятствие? И если я гений, разве кто-то имеет право меня судить?
– Конфликт пьесы достаточно прост, но сила текста, на мой взгляд, заключается в образе главной героини, – отмечает Наталия Вдовина. – Ее можно назвать наивной, но ей невозможно не сострадать. Это человек с принципиальной позицией, который знает, что хорошо, а что плохо, который не может согласиться с теми установками, которые пытаются навязать другие. И мне кажется, нашему времени очень не хватает таких героев. Они нужны, ведь иначе в обществе теряются все ориентиры, размываются представления о добре и зле.
Бесплатную прямую трансляцию спектакля смотрите 27 марта в 19.30 на сайте журнала «Театрал»
Театр в интернете: за и против
Худрук «Сатирикона» Константин Райкин:
– До недавнего момента я довольно враждебно воспринимал попытку подменить живой театр «театром на экране», где театральная энергия, если и живет, то в довольно ущербном виде. Трансляция в интернете – это опыт для театра довольно неестественный. Ведь присутствие живого зрителя – не просто важный компонент спектакля, а его необходимая составляющая. Это относится не только к драматическому искусству, но и к балету, опере и эстраде.
Но однажды я увидел спектакль, который с технической точки зрения был снят довольно хорошо. Это был спектакль «Человек из ресторана», который параллельно с показом в Москве транслировался в Воронеже. Когда мне показали запись, я, честно говоря, был приятно удивлен ее качеством. Поэтому я думаю, что при определенных оговорках и допущениях, трансляции все-таки возможны.
Я думаю, театру трансляции нужны даже больше, чем зрителю – чтобы театральная структура не распалась, не замерла в неподвижности. Ведь любой театральный коллектив подобен доменной печи: он не может не работать, не может останавливаться. В театре обязательно должны происходить созидательные процессы.
Поэтому, учитывая экстраординарную ситуацию, в которой все мы оказались, будет правильно все-таки представить спектакль, который впоследствии, конечно, будет рассчитывать на встречу со зрителем. Дай бог, чтобы эта встреча была скорой.
Фото: Александр Иванишин