Размер шрифта:
Изображения:
Цветовая схема:

Константин Райкин в Чите: о творчестве, театре, Пушкине и образовании

Константин Райкин в Чите: о творчестве, театре, Пушкине и образовании - фотография

«Вчерашние школьники не знают даже того, чего не знать нельзя»

На сцене Забайкальского краевого драматического театра 7 и 8 ноября с поэтическим моноспектаклем «Своим голосом» (12+) выступает художественный руководитель театра «Сатирикон» Константин Райкин. Но творческие гастроли – не единственная цель пребывания знаменитого артиста в Чите. В эти же дни здесь проходят прослушивания абитуриентов на актерско-режиссерский курс его мастерской.

Пресс-конференция Константина Райкина больше походила на небольшой и неформатный моноспектакль, в котором «зрители» почему-то задавали вопросы. Сам моноспектакль «Своим голосом» заставляет иначе взглянуть на творчество любимых артистом поэтов - Давида Самойлова и Александра Пушкина. Мы собрали короткие монологи Райкина об его отношении к театру, системе образования, поэзии и представлении о регионах России.

О Пушкине

«Александр Сергеевич никогда не бывает легкомысленным. Его кажущаяся легкость преисполнена глубочайшей мудрости.

Он бывает очень разным. Нет ни одной темы или проблемы в нашей жизни, которая бы не нашла отражения в творчестве Пушкина. Он абсолютно бескрайний и бездонный, даже при своей короткой жизни. Он – гений, наделенный фантастическим воображением - умел маленькие крупицы радости, разбросанные по его жизни, превращать в счастье. Он умел быть счастливым.

Он не был светлым, был очень противоречивым, потому что был очень живым. Он менял свои убеждения. Как говорил Достоевский: «Безнравственно не менять убеждения».

В одном Пушкин был неколебим – в отношении к свободе творчества. Творчество как явление в человеческой жизни возможно только при наличии свободы. И внутренней, и внешней. Он очень это защищал.

Не дорого ценю я громкие права,
От коих не одна кружится голова. (…)
Иные, лучшие, мне дороги права;
Иная, лучшая, потребна мне свобода:
Зависеть от царя, зависеть от народа —
Не все ли нам равно? Бог с ними.
Никому
Отчета не давать, себе лишь самому
Служить и угождать…
(Фрагмент исполненного стихотворения Пушкина «Из Пиндемонти»)

Пушкина очень плохо преподают в школе. Как только его начинают хорошо преподавать, он становится очень опасным».

Об образовании и молодых людях

«Я с молодым поколением имею дело ежедневно – это мои студенты, которые буквально вчера вышли из школы. Как правило, после школы они не знают ничего. Они не знают даже того, чего не знать нельзя. Они совершенно не слезли с дерева еще. (…) Они не знают историю своей страны, они не приучены читать, они – дети и жертвы кратких содержаний, они - рабы вот этой штучки (мобильных телефонов – прим.ред.). У них четыре пальца практически сливаются в «лопаточку», а большой палец превращается в «хоботок», который выделывает такие фортеля...

Ответы на вопросы они получают очень быстро. Это большая проблема, потому что они не привыкли утрудняться. При этом есть и завидные качества: они раскованнее, свободнее, чем мы были в их возрасте, они смелые и бесстрашные. Это хорошо, но есть большие проблемы в том, что волевые качества в зачаточном состоянии. А ведь актерская профессия очень волевая.

Эти люди не приучены читать. А литература – это базовый вид культуры и искусства. Литература не имеет наглядности, ты должен представить себе то, что ты читаешь, нужно иметь развитое воображение, а когда человек не читает, у него не развито воображение. Из артиста без воображения не получится ничего».

О жизни студентов-актеров

«Все представления о прекраснодушной, богемной жизни артистов, которые обыватель может почерпнуть из телевизора - это большое заблуждение. Любители богемной жизни у меня вылетают моментально. Я не работаю ни с лентяями, ни с безвольными.

Ни о какой «вечерней студенческой жизни» речи вообще не идет. Это очень тяжелая работа. У нас занятия проходят с 09:30 до 22:10 с двумя маленькими перерывами на обед и ужин, без выходных. Если студент заходит после преподавателя, до занятия он не допускается. А еще студенты должны представлять самостоятельные работы, которые готовятся в свободное время, а времени свободного нет. Представление о разгульной жизни студентов театрального института – это легенда, не имеющая под собой никакого основания. Зато я готовлю профессионалов, которые могут сами разобраться в сцене, и сами потом могут преподавать».

О скуке

«Пушкин в придуманной им сцене из «Фауста» очень серьезно и остро себя и нас с вами предостерег от одного очень опасного состояния – от скуки. Скука – это родная сестра уныния. А уныние, как известно, считается большим грехом. Скука – это очень желанная почва для зла. От скуки люди творят разные мерзости, там всходят очень страшные семена. Скука возникает от отсутствия любви и творчества, но это уже я говорю».

О любимых студентах и образе Забайкалья

«Я здесь (в Чите - прим. ред.) не в первый раз, но с гастролями театра – впервые. Я вернулся к преподавательской работе и планирую набрать актерско-режиссерский курс. Для этого какие-то гастроли театра совмещаю с первыми прослушиваниями абитуриентов.

Здесь есть толковые люди. Скажу больше - родом из Читы один из самых моих любимых артистов в «Сатириконе» - Даня Пугаев. Чита – это источник творческих кадров для меня. Это обнадеживает.

У меня складывается собирательный образ региона. Я не случайно упоминаю о своих учениках. Я всех их люблю по-разному. Образ Забайкалья у меня связан с Даней Пугаевым. Мне комфортно с ним работать, он очень живой. Здесь ко мне пришла девчонка сразу после школы, ей 17 лет. Не знаю, будет ли она режиссером, но то, что она умная – это факт. Из таких встреч складывается впечатление о регионе».

О театре

«Театр – это коллективное творчество, это объединяющее искусство. В каких бы отношениях ни пребывали артисты до спектакля, какие бы у них ни были дрязги и «кусачки», они должны помириться. На глазах врага творить нельзя. От этого зависит сила духа. Эта сила поважнее физической силы, которая тоже, конечно, важна. Если посмотреть на нашу сборную по футболу… нет там силы духа! А в театре есть.

И в зале возникает сила духа. Вот почему театр – это очень сильный «микроб», он сильнее, чем соцсети, чем интернет. От очень маленькой аудитории театра, как от камешка, расходятся круги по всему «пруду», по всей стоячей болотной культурной воде.

По мировой статистике, в театры ходят меньше 9% населения. В это число входят и те, кого только однажды затащили в театр вместе с классом в школе. Это плохо. Но, чтобы не разочаровываться в людях, не нужно очаровываться. Надо реально отдавать себе отчет, что люди так устроены.

Сам факт прихода в театр свидетельствует об определенных потребностях души. В театр приходят люди с особым ее устройством. Им это нужно. И это, я считаю, лучшая часть города. И я каждый день общаюсь с лучшими людьми. Несмотря на то, что я хорошо информирован, я оптимист. И это свойство мне позволяет сохранить практически ежевечернее общение со зрителями, среди них много тонко чувствующих людей».

О русской речи

«В условном городе Мухославске есть драматический театр, там идет какая-нибудь классическая пьеса. И на эту пьесу, где звучит хорошая, качественная русская речь со сложносочиненными предложениями, с деепричастными оборотами, ходит немного людей, но потом они где-то как-то эти обороты употребляют, и речь эта расходится кругами.

В городе, где есть драматический театр, я разговариваю с залом и понимаю, что зритель меня понимает с той скоростью, с которой мне нужно. Ничего сложного я не говорю, но я говорю длинными повествовательными предложениями, с каким-то оборотами. В городе, где нет театра, зритель за мной не успевает, он не привык к нормальной русской речи, им сложно. То о чем я говорю, есть и в Москве. Там есть спальные районы, точнее спящие, там много провинции – она же не на карте, она здесь (в головах – прим.ред.). Потому что не читают, потому что нет театров. Театр – это очень важная вещь в культурном образовании страны и народонаселения.

Я много езжу по стране, я выступаю в таких местах, где не выступала нога человека. Даже в тех местах, где русский язык представлен житейской речью – такой мат с междометиями – и там тоже хорошая русская речь оказывается для людей желанной».

О сцене

«Никто не застрахован от провала. Никакое мастерство не гарантирует, что ты не ляпнешься. Сцена – очень коварная баба. Только ты расслабишься, только в тебе возникнет что-то похожее на самоуверенность, она тебя тут же накажет за это. Я очень волнуюсь перед спектаклями, которые пройдут в Чите».

О кризисе театрального искусства

«Когда я был студентом, театр занимал немного другое место в общественной жизни, просто потому, что вариантов досуга было меньше. Потом стало много вариантов досуга: появились дискотеки, ночные клубы, кафе, рестораны, интернет, игры. И театр включился в эту конкурентную борьбу, и, конечно, театру стало сложнее. Но театр – это базовый вид искусства, как и литература. А как показывает практика, ни один из базовых видов культуры не умирает.

Некоторые критики любое время называют кризисным. Но они сидят на берегу и смотрят, а я в этом потоке барахтаюсь, поэтому мне трудно об этом говорить. Работать надо. Все время есть зрители, есть ради кого работать.

В России очень мощная театральная традиция и очень сильная школа. Система Станиславского – это самая точная и профессиональная система обучения артиста. Это нравственное оправдание лицедейства. Почему американские артисты обучаются по этой системе? Это не просто так. Для них Станиславский – это некая икона. Россия – одна из важнейших стран в мировой театральной культуре. Театр – этот вид искусства, который надо беречь. А кризис у него или нет – не мне об этом судить. Если честно, мне все равно, я в этой среде работаю и это смысл моей жизни».

Оригинал

Фото предоставлено пресс-службой Минкультуры Забайкальского края

Издательство: mkchita.ru Автор: Анна Казак 08.11.2022

Спектакли