Этот мир придуман не нами
Есть пьесы, которые, став хитами своего времени, как будто остаются в нем: точно схваченные темы дня и человеческие типы застыли в них, как в янтаре. Но что с этим делать потом? «Дорогая Елена Сергеевна» – одна из таких пьес, ее часто ставят в театральных вузах и редко в театрах. Зачем молодому режиссеру Владимиру Жукову она понадобилась спустя 40 лет после написания?
Режиссер говорит, что решил разобраться с «анахронизмом» заглавной героини и вроде бы победившими сегодня героями-выпускниками. В спектакле «Сатирикона» главную роль играет Наталия Вдовина, выпускников – младшее поколение артистов театра (в два состава, и один из них – звезды спектакля «Мой папа – Питер Пэн»). Этот сыгранный ансамбль в новом спектакле во многом продолжает разговор о страхе взрослеющих детей в неудобном мире взрослых, неизжитой боли, взаимной вине поколений. О том, что «этот мир придуман не нами», играть в нем приходится по чужим правилам. Это ломает – характер, систему ценностей, иногда всю жизнь.
Спектакль играют на камерной сцене. Это очень маленький зал, и существование актеров здесь психологическое, предельно точное и честное, как того требуют пространство и текст. Поэтому сильные ощущения зрителям, с головой погружающимся в эту «достоевскую» историю о страшных безднах человеческой души, гарантированы. Но кроме радости чистого театра интересен спектакль и недостоевским парадоксом. У Разумовской герои наделены знаками «плюс» и «минус». В упреках младшего поколения старшему есть доля правды, но они проигрывают в человечности, а значит, и вообще. В спектакле все гораздо сложнее. Школьники (кроме одного) не аморальные чудовища, они прямо сейчас ищут ответы на главные вопросы – и не находят. А Елена Сергеевна, «Антигона», тоже по-своему страшный человек. Хотя сегодняшняя Елена Сергеевна по возрасту была бы младшей сестрой школьников из пьесы, счеты предъявляются не ее поколению, скорее вообще старшим, особенно заставшим СССР, – тем, кто в ответе за «взрослый мир». Беда в том, что она в бессилии не может противопоставить своим воспитанникам ничего существеннее крика и ответной агрессии. Но зритель может задуматься о причинах и следствиях о том, как далеко можно зайти во имя любой цели, не исключая бесспорно высокую.
Режиссер-постановщик: В. Жуков.
Сценография и костюмы: Д. Травин.