На Ставрополье в рамках федеральной программы «Большие гастроли» приехал Российский государственный театр «Сатирикон» имени Аркадия Райкина
С 22 по 24 апреля зрители могли увидеть выступления московских артистов на сцене Ставропольского академического театра драмы имени М. Лермонтова. Были показаны спектакли «Шутники» по пьесе А.Н. Островского в постановке Евгения Марчелли и «Константин Райкин. Своим голосом». Из краевого центра «Сатирикон» отправился в Железноводск, чтобы принять участие в II Театральном сезоне «На Водах». 25 апреля зрители увидели поэтический моноспектакль Константина Райкина, а 27 апреля будет показана постановка по пьесе Л. Разумовской «Дорогая Елена Сергеевна».
Напомним, что реализация федеральной программы «Большие гастроли» началась в 2014 году по поручению Министерства культуры Российской Федерации. Благодаря этому у зрителей практически во всех уголках страны появилась возможность увидеть лучшие постановки российских театров. Оператором гастролей российских театров под брендом «Большие гастроли» является Федеральная дирекция музыкальных и фестивальных программ «Росконцерт».
На минувшей неделе в Северо-Кавказском информационном центре ВГТРК состоялась пресс-конференция с участием художественного руководителя театра «Сатирикон» народного артиста РФ Константина Райкина, директора театра Владимира Казаченко, ведущего актера труппы, заслуженного артиста РФ Дениса Суханова и заместителя министра культуры Ставропольского края Галины Павловой.
К участникам пресс-конференции в режиме видеосвязи присоединился также начальник отдела театральных программ «Росконцерта» Владимир Черкасов. Он рассказал, что начиная с этого года Министерство культуры РФ впервые приступило к реализации единого всероссийского гастрольно-концертного плана, в который входит в том числе и проект «Большие гастроли».
Первый заместитель министра культуры СК Галина Павлова напомнила о том, что Ставропольский край впервые принял участие в этом масштабном проекте в 2015 году:
- К нам приезжал Малый театр, наш театр выступал на его сцене в Москве. У нас была практика обменных гастролей с Белорусским музыкальным театром, артисты которого приезжали в Ставрополь, наши артисты ездили в Минск. В Театр оперетты приезжал Русский театр драмы имени Ф. Искандера из Абхазии. Практикуем выезды в республики. А когда принимаем столичные театры, это события иного уровня для культурной жизни края.
Гости в свою очередь отметили, насколько тепло их встретила ставропольская публика.
- Мы давно не видели полного зала. С начала пандемии полный зал – это желанное и невиданное явление, - сказал народный артист РФ Константин Райкин.
- В Москве, как известно, разрешено 50 процентов заполняемости залов в театрах. А тут мы встречаемся с явлением аншлага. Нам очень понравился ставропольский зритель. Естественно, мы знаем, что это старейший кавказский театр с большими традициями. Как профессиональные люди мы оценили это пространство: нам очень уютно, прекрасная акустика, очень хорошо оснащена сцена и закулисье. И главное - зрительский прием, потому что он очень жаркий, очень включенный. Такой густой реакции аплодисментной мы давно не встречали и в Москве. Я очень люблю провинциальную публику. Провинция – это не географическое понятие. Провинции очень много и в Москве, там есть «спящие» районы, где «не выступала нога человека». Там ее побольше будет, провинции, в нехорошем смысле.
Актер Денис Суханов тоже поделился своими впечатлениями о краевом центре и первой встрече со ставропольской публикой:
- Я впервые в Ставрополе, восхищен вашим городом. Вчера наблюдал, как шли зрители на спектакль… В сменной обуви. Это так трогает.
«Сатирикон» привёз в Ставрополь спектакль «Шутники» по пьесе А. Островского. Для многих зрителей современная интерпретация классического произведения стала неожиданной. Художественный руководитель театра
К. Райкин пояснил, почему на сцене не было хрестоматийной купеческой атрибутики:
- Классику тогда интересно ставить, когда она рассказывает что-то о сегодняшнем дне. Когда театр с помощью великого произведения, давно написанного, рассказывает современному зрителю о нем самом. И тогда зритель видит историю не про какую-то давнюю жизнь, а про свои проблемы. Я считаю Островского величайшим русским драматургом. Я считаю, что русский актер должен обязательно проходить через этого драматурга. Но не через самовары, скрипучие сапоги и традиционную русскую одежду. Мне кажется, что Островский не обязан быть этно-графически, исторически точным. Он остается Островским, даже если играть его в современной одежде, в современных автомобилях, переводить его истории на совершенно современный лад. Он всё равно не перестает быть собой, потому что он попадает в «сутевые» проблемы человека.
На пресс-конференции был задан вопрос о том, каким образом в театре сохраняется наследие Аркадия Райкина.
- Театр наш имеет глубинные традиции творчества моего отца, - ответил Константин Аркадьевич. - Впрямую продолжать его путь я считаю неверным. И с тех пор, как я стал художественным руководителем театра, а это было 33 года назад, я сразу повел театр по иному пути. Этот путь я в своё время оговорил с отцом. И он это дело благословил. Мы перестали быть эстрадным театром. Вообще, этот жанр, который исповедовал Аркадий Райкин, я бы назвал его именем. Это был жанр, который называется для меня: «Аркадий Райкин». И с его уходом этот жанр прекратился… Я постоянно веду с отцом какой-то внутренний диалог, всё время думаю о том, а как бы он отнесся к моему поступку, моей роли или спектаклю, который я делаю… Мы пошли путем драматического ансамблевого театра. У нас ставили спектакли лучшие режиссеры страны.
В Ставрополе в зрительном зале можно было видеть много молодых зрителей, и это не может не радовать. Тем не менее К. Райкин отметил, что его не очень интересует возрастной ценз публики:
- Я бы не хотел, чтобы к нам в театр ходила только молодежь, - сказал он. - Меня интересует пестрая публика, и в социальном, и в возрастном отношении.
Был задан вопрос и о новом спектакле «Дорогая Елена Сергеевна», который «Сатирикон» покажет в Железноводске. Директор театра Владимир Казаченко рассказал о том, что репетиции шли в «предпандемийное» время, а когда спектакль был готов, все театры в Москве уже были закрыты.
- Мы подумали, что пандемия – не повод отменять премьеру, и решили сыграть спектакль онлайн, - сказал В. Казаченко. - Организовали прямую трансляцию на YouTube и в наших соцсетях. Спектакль смотрели 12 тысяч человек. Формат онлайн-премьеры немного искусственный, без живой энергии зала – это не то, что должно быть. И мы очень рады, что можем играть этот спектакль вживую. Успели показать его в Санкт-Петербурге на фестивале «Балтийский дом».
На пресс-конференции был задан вопрос о том, как художественный руководитель театра, режиссер и актер Константин Райкин относится к вопросу цензуры в культуре, который регулярно обсуждается в обществе и медийном пространстве.
- В нашей стране цензура на протяжении огромного промежутка времени была проклятием нашей культуры, – ответил Константин Аркадьевич. - Я категорически против цензуры. Я считаю то, что цензуру отменили в своё время, это величайший прогресс отечественной культуры и момент свободы. К свободе многие из нас не готовы. Искусство – это болевое поле, поэтому есть определенные ограничения, например по возрасту, есть разные вкусы. Искусство всегда занимается открытием нового. К новому люди часто бывают не готовы в нашей стране. Воспринимают новое как враждебное, бывают агрессивны, нетерпимы, непримиримы. Это вопрос воспитания… Надо уметь воспринимать взгляд, отличный от твоего, воспринимать его уважительно. Или, если тебя этот взгляд возмущает, встать и уйти. Главное, не писать в прокуратуру по любому поводу… Я родился и пребывал в профессии долгие годы, когда по восемь раз сдавали спектакли начальству, которое боялось всего и, когда видело что-нибудь живое, пыталось это живое и талантливое изуродовать до неузнаваемости. И все это я проходил. Я никогда в жизни не соглашусь на то, чтобы это вернулось.
В финале встречи с журналистами директор театра «Сатирикон» Владимир Казаченко поделился ближайшими планами творческого коллектива. В скором времени ожидаются гастроли в Санкт-Петербурге и Екатеринбурге, идет работа над новым спектаклем. Над каким именно, директор не сказал, сохранив интригу.
- Театр не может сидеть и не заниматься активной деятельностью, для которой он предназначен, - отметил Владимир Анатольевич. - Мы очень ждем, когда сможем вернуться в свое здание, когда мы его достроим. Это будет для нас большой праздник.