Петушиная история
Знают ли наши зрители, что петух - это символ Франции?
На "Шантеклера" театр "Сатирикон" потратил девятьсот тысяч долларов: Алла Коженкова сделала роскошные костюмы из золотой парчи и разноцветных шелков, Борис Валуев придумал необычные декорации (артисты кажутся совсем маленькими на фоне гигантских горшков и лопат). А аудиоаппаратура потрескивает, и ощущения немереной пышности нет: это не мюзикл и не драматический спектакль. Театр совершенно справедливо окрестил его "драматическим шоу".
Проблема в том, что пьеса Ростана не самый лучший материал для подобных действ. В ней автор сводит счеты с теми, до кого зрителям театра "Сатирикон" нет никакого дела, - досталось и декадентам, и не в меру умничающим интеллигентам, и эмансипированным женщинам: да здравствует простой гасконский петух, поэт и воин, своим пением приближающий зарю! Пьеса написана незадолго до Первой мировой, и ее воинственный галльский дух вполне объясним: разгромленная пруссаками Франция жаждет реванша.
Но состоятельным москвичам выделки 2001 года (билеты стоят дорого, и на "Шантеклера" попадут достаточно обеспеченные люди) нет особого дела ни до немеркнущих галльских ценностей и подвигов, ни до обитателей птичьего двора, ставших героями Ростана. Зрители не подозревают, что петух - символ Франции (для многих из них он означает совсем иное), и зал напряженно всматривается в сцену, стараясь понять, что, собственно, происходит. Проходит некоторое время, и публика начинает получать удовольствие.
Зрители наконец понимают, что Райкин поставил шоу. То, что речь идет о курах, индейках, совах, дроздах, цесарках и дворовых собаках, продолжает их смущать, но костюмы и в самом деле ярки, массовка неплохо танцует и громко поет... Проблема заключается в том, что Денис Суханов, играющий Шантеклера, артист выразительный, пластичный, но не очень обаятельный: он не слишком убедителен ни в качестве поэта, ни в роли покорителя куриных сердец. Зато по-настоящему хорош быстрый, верткий, умный и завистливый Дрозд Григория Сиятвинды, ловкий оппортунист, предающий всех и каждого просто так, из любви к искусству.
В театре "Сатирикон" вышел громоздкий и не вполне отвечающий требованиям жанра спектакль: в шоу, пусть даже драматическом, должны быть легкость и блеск. И все же в финале публика аплодирует не жалея ладоней - направление времени театр уловил верно, москвичи выделки 2001 года хотят развлекаться.
Им нужна простая, жизнеутверждающая история, нужно зрелище, на котором стоял бы знак качества и "Шантеклер" пришелся как нельзя кстати. Если в стране есть буржуазия, то должен появиться и буржуазный театр - вслед за антрепризами в этом направлении понемногу разворачивается и репертуарный театр, многие уважаемые столичные сцены в меру умения и наличествующих денежных средств создают свой собственный Бродвей. В нынешнем сезоне театральная Москва увидела два детектива, теперь к ним присоединился наш отечественный, чуть тяжеловатый, но исполненный духовности мюзикл, стыдливо названный "драматическим шоу".