Путешествие в обратно
Мой папа Питер Пэн» – очередной программный спектакль театра «Сатирикон», который планомерно делает ставку на новые театральные имена: драматургов,режиссеров и исполнителей.
Московскую премьеру пьесы драматурга с русскими корнями Керен Климовски осуществила выпускница ГИТИСа (мастерская Сергея Женовача) Надя Кубайлат с молодыми актерами театра.
Пронзительную пьесу о маленьком мальчике и его необычном папе режиссер намеренно перевела в плоскость ирреальную, отказавшись от бытовых деталей, приземленного существования, обыденного произношения текста. Камерную историю одной семьи обрамляют пластические композиции бессловесного хора. Девушки и юноши в неоновых желтых одеждах перемещаются по пронзительно-желтому павильону с неоновой подсветкой, создавая броуновское движение, взаимодействуя, задавая ритм, словно бы поставленной на обратную перемотку видеокассеты из детства. Постепенно у каждого обезличенного танцора появляется своя сольная партия в этой истории. Вот перед нами взрослый герой Даня (Константин Новичков), который погружается в воспоминания, чтобы предостеречь себя семилетнего от излишней доверчивости. Рядом возникает Даня-ребенок (Алина Доценко) – хрупкая фигурка в костюме овечки, ранимый, беззащитный малыш, болезненно воспринимающий развод любимых родителей и несовершенство окружающего мира. Знания взрослого Дани не позволяют ему изменить прошлое. Вместе со зрителем он следит за историей из своего детства, сопереживая и себе, и своему рано умершему отцу (Илья Рогов).
Кем был его отец – инфантильным неудачником, наивным мечтателем, не вписавшимся в новое время, или настоящим волшебником, повзрослевшим Питер Пэном, который научил сына верить в мечту, бороться со страхами и улетел от него на остров Небывалый? Ребенок и взрослый по-разному отвечают на эти вопросы. Создатели спектакля осознанно ушли от сентиментальности, в которую рискует впасть пьеса при неверном прочтении. Напротив, они создали светлую, полную сострадания ко всем героям историю, не лишенную иронии и тихой грусти по утраченному времени, «где мама молодая и отец живой».
Фото Александр Иванишин