РАЙКИН В ТАШКЕНТЕ: «ТЕАТР ВЕРИТ В УМНОГО ЗРИТЕЛЯ»
В ноябре Российский государственный театр «Сатирикон» в свой юбилейный 85-й сезон приехал на гастроли в Ташкент.
В первый день с аншлагом прошёл спектакль «Шутники» по одноименной пьесе А. Островского. Картины московской жизни режиссер Евгений Марчелли представил при минимуме декораций и кринолина как бурлеск и балаган. Сюжет комедии стар как мир, но перекликается с сегодняшним днем, ибо власть денег безгранична, а бедность уродлива, она заставляет унижаться и раболепствовать.
Калейдоскоп героев культовых пьес Островского, оставляет неоднозначное впечатление. Но в целом спектакль зрелищный, яркий, музыкальный, динамичный. Константин Аркадьевич в главной роли блистает во всем великолепии актерских и пластических возможностей, одна только «лунная дорожка» в 73 года чего стоит.
На вопрос о том, насколько сегодняшняя сатира может задеть власть, худрук «Сатирикона» ответил: «Искусство, вне зависимости от жанра, это не только средство борьбы. Сейчас, когда в мире многое перевернуто с ног на голову – искажены многие духовные установки. Изолгались многие слова, часто за высокими словами скрываются низкие намерения. Разумеется, это было и раньше, но сейчас особенно ощутимо.
Театр нужен для того чтобы белое называть белым, а черное – черным, чтобы восстановить важные духовно-нравственные основания. Этим всегда занимался театр, русский театр.
Взять, к примеру, пьесу Островского «Доходное место», там такие страсти кипят и такие страшные вещи происходят! А ведь это комедия…Долгие годы это произведение Островского было под запретом. Цензура, как правило, возникает под видом борьбы за нравственность, а на деле, борется с любой критикой в адрес власти.
Это известная вещь, ничего нового в этом нет. Театр об этом пытается говорить эзоповским языком, рассчитывая на умного зрителя, используя классику драматургии, которая тоже в свое время критиковала власть и была под спудом.
Опыт человеческий повторяется, мы же буквально ходим по кругу. Природа человека сожалению или к счастью мало меняется. Мы видим и ложь, и лицемерие и всяческую подлость. Но также остаются и все высокие человеческие качества: благородство, сострадание, настоящая духовность и смелость, принципиальность и достоинство. Всё это есть в мировой литературе и драматургии и на театральной сцене.