Рецензия: «Укрощение» с Максимом Авериным и «Однорукий из Спокана» Мартина МакДоны
Помнится, во времена первого «Кинотавра» было принято делить все фестивальные ленты на две категории: «кино для всех» и «кино для избранных». Почему-то вспомнилось это деление после просмотра обеих премьер. Спектакль «для всех» - комедия Шекспира, настоящий балаган со всеми его атрибутами, постановку которого художественный руководитель театра доверил актеру своей труппы, активно занявшемуся еще и режиссурой, Якову Ломкину. Как актер он блистал на сцене родного театра в шекспировских постановках «Макбета» и «Ричарда III», а теперь вот представил уже собственную интерпретацию Шекспира. Удачную, во всех смыслах, хотя кое-кто из публики, выходя из зала по окончании, и роптал: «весело, но это не Шекспир».
У каждого свое видение этой бессмертной комедии. В «балагане» Ломкина есть все составляющие, благодаря которым этот спектакль - ну никак не уйти от банальности - «обречен на успех у зрителя». Невероятная энергетика, которую несут в зал оба Петруччио ( в спектакле – два состава исполнителей): и харизматичный Максим Аверин, и зажигающий Артем Осипов. Удачно подобранная музыка - как написано в программке: «музыкальные образцы зарубежной поп-культуры 70-80-х годов». Отсутствие нарочитых акцентов на «наше время», которые так популярны сегодня у театральных режиссеров, пытающихся «осовременить» классику. Разве что образ Катарины, типичного гота, со всеми атрибутам этой субкультуры, которая зародилась как раз в те самые 70-е годы прошлого века, причем именно в Англии. Ее черные одеяния, ботинки на немыслимой высоты платформе и пугающий макияж, по замыслу режиссера, и должны подчеркивать ее строптивость. А так – комедия на все времена и на всякого, кто идет в театр за настроением.
Иное дело - «Однорукий из Спокана» Мартина МакДоны, которого называют «великим и ужасным», в постановке самого Константина Райкина, представленный в небольшом зале Высшей школы сценических искусств. Пьесы МакДоны, драматурга, сценариста и режиссера, много и успешно ставят по всему миру. Они буквально переворачивают взгляд на отношения между людьми. В России его постановки - пока еще редкость. Тем отраднее, что своей постановкой Райкин для многих откроет не просто новое имя, но и новый мир. Пьесу «Однорукий из Спокана» сам режиссер-постановщик называет «одной из лучших пьес самого талантливого драматурга наших дней».
О чем же эта пьеса? Если говорить о сюжете – он, казалось бы, прост: однорукий мистер Кармайкл (Денис Суханов) целых 27 лет путешествует по Америке в поисках своей руки, которую ему, 17-летнему юноше, отрезали какие-то отморозки. В этих безуспешных поисках он собрал целый чемодан чьих-то отрезанных рук, который постоянно таскает за собой. Собственно весь спектакль - это один из эпизодов его многолетнего путешествия. В гостиничном номере судьба сводит его с парой, белой девушкой (Полина Райкина) и темнокожим парнем ( Григорий Сиятвинда), которые вообще-то торгуют марихуаной, но решили подзаработать, продав заезжему добытую ими по случаю руку. Еще один персонаж – портье Мервин (Георгий Лежава). И все они оказываются в ситуации, когда жизнь каждого висит на волоске в зависимости от того, кто берет управление этой ситуацией в свои руки.
Здесь и триллер, и психологическая драма, и отчасти комедия, где все непредсказуемо, где все несчастны и одиноки, где идет постоянная война каждого друг с другом и со всем миром. Разве не в таком же состоянии войны живем сейчас практически все мы? Разве не чувствует едва ли не каждый из нас себя одиноким, несчастным и никому не нужным? Талантом драматурга и волею режиссера эта «черная комедия» (а элементов «черного юмора» в пьесе предостаточно) поднимает проблемы человеческих взаимоотношений вселенского масштаба. Константин Райкин счел необходимым обратиться с посланием к зрителям, пришедшим на спектакль: «По Мартину МакДоне жизнь – это тяжкий сон, где царит абсурд, ненависть, жестокость, все виноваты друг перед другом и при этом – бесконечно одиноки, взаимозависимы, временами по-детски беспомощны и
нуждаются в человеческом милосердии и доброте». Как важно всем нам помнить об этом каждую минуту нашей быстротечной жизни, да разве же мы помним… В эпоху всеобщего потребления патологическая страсть человека отбирать у ближнего что придется не из необходимости, а просто так, ради собственного удовольствия, стала явлением обыденным. Пьеса МакДоны именно об этом: посмотрите, как будет искалечена и поругана жизнь того, у кого вы что-то отобрали, разрушив его целостность. И теперь уже он будет считать, что имеет
право отбирать все, что захочет, у других. Даже если это чья-то жизнь. Как тут не вспомнить Шекспира: «Ужасный век, ужасные сердца». И лишь финал пьесы внушает хоть какую-то надежду на то, что даже циничный и падший человек все-таки способен измениться.