Рецепт успеха от Райкина
Удачность или неудачность моей жизни зависит от того, как прошёл последний спектакль.
Народный артист Константин Райкин приехал в Кинешму во второй раз. В августе прошлого года руководитель «Сатирикона» приезжал на «Островский FEST» с моноспектаклем «Над балаганом небо». В этом году на фестиваль «Горячее сердце» Константин Аркадьевич приехал с труппой, с декорациями и с багажом сопутствующих большому спектаклю на выезде организационных сложностей. Но всё прошло без проблем.
– Здесь хорошо слышно, здесь хорошо видно, здесь хорошо работают службы. У нас не было серьёзных технических проблем, – говорит Константин Райкин журналистам на пресс-конференции в театре на следующий день после спектакля.
Действительно, «Шутники» имели потрясающий успех у зрителей фестиваля «Горячее сердце». И хотя зал был полон, артист справедливо замечает:
– Успеха недостаточно для того, чтобы говорить о качестве спектакля, но это вещь необходимая.
Рассуждать о качестве спектакля мы не возьмёмся, оставим специалистам, и поговорим об успехе – из каких ингредиентов состоит рецепт успех театра Райкина?
Вторым ингредиентом после чёткого технического обеспечения сцены оказалась – добросовестность.
– Мы большие. Мы доставляем огромные сложности, напряжение и нервы принимающей стороне. И что особенно неудобно для принимающей стороны – мы ещё и добросовестные. Мы хотим, чтобы наши спектакли на выезде шли не менее качественно, чем, условно говоря, на стационаре. Мы очень придирчивы, пунктуальны. Но здесь всё сложилось. Мы удовлетворены, – с облегчением выдыхает мэтр.
«Шутники» пьеса редко ставящаяся и малоизвестная. Режиссёры зачастую брезгуют ей, как очень простой.
– Но я её очень люблю, – признаётся руководитель «Сатирикона».
Оказывается, режиссёр Евгений Марчелли сильно удивился, когда Райкин предложил ему ставить «Шутников» («Ух ты, а её даже не знал» – такая была первая реакция Марчелли на предложение). Однако, многие именно режиссёрские решения легли в основу успеха постановки. Чего стоят музыкальные вставки в стиле кабаре, вплетённые в спектакль из сюжетов других пьес Островского.
– Одна из причин успеха спектакля в том, что пьесу ставил именно Евгений Марчелли, – считает Райкин.
Сверх того, другой мощнейший ингредиент успеха – это весь коллектив театра.
– Мы работаем очень сплочённой командой. Все мои коллеги разных возрастов играют очень хорошо. Денис Суханов замечательный артист нашего театра (играет купца Хрюкова)
–Алёна Разживина – прекрасная, умелая, оснащённая актриса (играет старшую сестру Анну Павловну). Недавно прибывшие в театр молодые артисты, мои ученики – дело в них, потому что это сильная, слаженная команда, – говорит худрук «Сатирикона».
Ещё одной причиной успеха стала эффектная трактовка, с порога цепляющая зрителя. «Словесные завитушки» времён Островского, которые в наше время уже не встречаются, в трактовке «Сатирикона» сохранили свои смыслы и не утратили ясности.
– Классику обязательно нужно трактовать. Классика потому называется классикой, что она попадает в «сутевые» главные установки времени, народа, человека – она попадает в суть, а суть меняется мало или не меняется вообще. Нужно трактовать, – убеждает Райкин.Кроме всего прочего, обязательный ингредиент успеха любого спектакля – это сам зритель. Его доверие к театру, которое необходимо оправдывать каждой постановкой. Райкин заявляет:
– Мы привыкли к определённому уровню успеха, с неуспешными спектаклями мы безжалостно расстаёмся.
И ещё:
– Театр не должен быть слишком умным. Он не должен сильно опережать время. Ведь, театр такой вид искусства, который не может рассчитывать на понимание в будущем. Это искусство настоящего времени. Тебя или сейчас понимают или никогда уже. Другие виды искусства так не зависят от зрителя. Живопись, музыка, даже то же кино. А театр без зрителя не существует. Зритель необходимый компонент для существования театра, – считает мастер.
В небольших городах театр является важнейшим источником, очагом культурного наполнения города.
– В Кинешме хорошие зрители, такие детские, я бы сказал, по-хорошему детские, непосредственные, без снобизма. Правильная доля наивности и доверчивости. Это очень приятно, – признаётся артист.
А в завершение беседы Райкин раскрывает последний – и на наш взгляд самый главный – ингредиент своего успеха – это формула его жизни.
– Моя жизнь тождественна понятию театр, – говорит Райкин, – театр это и есть моя жизнь, я всё понимаю через театр. У меня жизнь складывается так, как прошёл последний спектакль. Вот прошёл он хорошо – я думаю, вот не зря я живу на свете. Если прошёл плохо, я буквально думаю, что моя жизнь бессмысленна и прошла напрасно. И каждый раз это тяжёлое мироощущение, утомительное, я бы сказал, но вот такая у меня формула: удачность или неудачность моей жизни зависит от того, как прошёл последний спектакль.