Романтика возвращается на столичные подмостки
Шекспировская любовь, разрывающая человеческие сердца
Спектакль Юрия Бутусова «Отелло» в «Сатириконе» уже можно отнести к театральной классике, которую хочется пересматривать.
Театр нужно не понимать, а воспринимать. Сколько ни читай Шекспира, многим из текста порой сложно понять причину любви Гамлета к блеклой Офелии или посочувствовать беспочвенной и убийственной ревности Отелло. Но на сцене все иначе — там сухие буквы превращаются в живых людей. В театре по воле режиссера сменяют друг друга вселенные. Вот среди мрачного хаоса появляются почти мультяшные персонажи. Вдруг в черно-красный мир, заполненный отражениями, просачивается искусственный райский сад. Но в каждом из миров чувства остаются настоящими, а эмоции — подлинными. Их не замаскировать ни гримом, ни костюмами. И даже на самом дальнем ряду зритель ощущает, как внутри человека, сидящего к залу спиной, происходит нечто такое, что пробирает до самого сердца.
На сцене Яго (Тимофей Трибунцев) хочет отомстить Отелло (Денис Суханов) за мифическую измену с ним жены Эмилии (Лика Нифонтова) и за то, что тот предпочел сделать Кассио (Антон Кузнецов) своим лейтенантом, да и сам он, кажется, немного влюблен в Дездемону (Марьяна Спивак). Таков сюжет, что на самом деле теряет всякое значение, оставаясь лишь стержнем, вокруг которого нагромождается спектакль из шумных персонажей, броских декораций, порывистых мелодий, будоражащих перевоплощений. Шум-гам-тарарам, где особенно отчетливо слышна тишина, тонущая в звуках. Под нее накрепко врезаются в сознание образы, которые еще долго будут всплывать перед глазами, когда завершится спектакль.
Вот Отелло — уверенный, почти идеальный, безукоризненный. Отелло, ощущающий свое уродство, обманутый, отвергнутый единственным дорогим существом на свете. Отелло мечущийся. Отелло уязвленный. Отелло, стискивающий виски, чтобы унять сумятицу навязчивых мыслей. Им управляет Яго, простой и доброжелательный с виду. Яго, плетущий свою интригу, запутывающий в нее добычу. Расчетливый и последовательный, он верит, что когда отомстит — все снова обретет смысл. Яго, теряющий все, даже самого себя. И вот Дездемона — кроткая, властная, любящая, покорная — разная.
Говорят, мы плачем над смертью. Но это не так. Мы плачем от любви. И «Отелло» Юрия Бутусова доводит зрителя до слез не жестокостью, не убийством Дездемоны, а страданиями ее палача, который при этом становится и главной жертвой. Бледный Мавр сносит на своем пути цветы, как орды — противников. Он обнажает свою уязвимость, как открытую рану. Убеждает себя в собственных страхах, пряча их от других под солнцезащитными очками. Во сне и наяву раз за разом Отелло Дениса Суханова мечется и ищет выход, следуя на поводу у любви, которая под давлением лживых слов превращается в ненависть. И равнодушно наблюдать за трансформацией этого чувства невозможно.
Его метания проявляет Дездемона, которая выходит то в образе соблазнительной невинности, то кукольной блондинка, то агрессивной ледивамп, то запивающей свое горе женщины. Марьяне Спивак удалось и показать изменения Дездемоны в восприятии героя, и передать постоянство ее чувств к Отелло.
Несколько отстраненно следит за процессом Яго. Тимофей Трибунцев словно гасит все эмоции персонажа, скрывая их в себе, не транслируя, но при этом зритель четко знает: они в нем есть, и именно они движут действием.
Спектакли Юрия Бутусова многомерны и многоплановы. Они говорят со зрителем на огромном множестве языков. Кажется, «Отелло» говорит со зрителем о верности, прежде всего самому себе.