«Шутники» «Сатирикон»
Константин Райкин продолжает оставаться одним из главных артистов страны, без ложной лести и преувеличений. «Талант его не стерся», говоря словами Бродского, хотя кое-кто в этом и сомневается. Отзывы о премьерных «Шутниках», редко ставящихся «картинах московской жизни» Александра Островского, уверяют: мол, это очередной бенефис Константина Аркадьевича, великого и ужасного. Мол, сатириконовского худрука (он играет отставного обнищавшего чиновника Оброшенова, желающего выдать замуж двух дочерей) в спектакле Евгения Марчелли больше, чем нужно. И, дескать, работая на штампах, Райкин агрессивно подавляет остальных в этой истории про любовь и деньги, унижение и соблазнение.
Может, и так. А можно и поспорить. Во-первых, выкинув из бесхитростных «Шутников» ряд третьестепенных персонажей, режиссер включил туда яркие сцены из четырех самых популярных пьес Островского, и в них Райкин не участвует. Во-вторых, в одной из главных ролей — купца Хрюкова — занят Денис Суханов, по словам Райкина, «редкостно одаренный, с рядом уникальных актерских качеств». И Хрюков здесь вовсе не старик, как выписал его драматург, а мужчина в самом расцвете сил. Чем не конкурент за внимание зрителей? В-третьих, актерский ансамбль, где немало новых лиц, работает энергично, задорно и слаженно. Но, посмотрев на Райкина, танцующего под Майкла Джексона, или на Райкина – Чарли Чаплина, вы признаете его первенство.