Синдром Питера Пэна
В современной психологии есть такое понятие – «синдром Питера Пэна». Им страдают люди, не желающие взрослеть и брать на себя ответственность, инфантильные мальчики за тридцать, которые живут исключительно для себя, не думают о завтрашнем дне и боятся серьезных отношений. Выросло уже целое поколение кидалтов, поэтому персонаж Джеймса Барри сегодня переосмысляется театром по-новому, а в детской сказке обнаруживаются вполне взрослые проблемы и темы.
Выйти в окно…
Обычная современная семья – папа, мама и ребенок. Мама пашет, как лошадь, за двоих, а папа-праздник где-то гуляет, веселится и занимается творческой самореализацией. Он актер по профессии, но с карьерой пока не складывается, а сниматься в рекламных роликах – ниже его достоинства. Ухаживать за сыном тоже толком не умеет: то завтрак забудет положить, то отправит в школу в пижамных штанах. И однажды, чтобы загладить очередную оплошность, папа сообщает Дане, что он и есть Питер Пэн.
Так начинается их секретная игра: папа учит сына не бояться пауков, давать сдачи и обещает научить летать. Но бесконечно это продолжаться не может, мальчик перестает верить в обман и отец, чтобы доиграть роль до конца, на его глазах выходит в окно… и исчезает. Финал каждый волен толковать по своему: разбился или все-таки улетел? И кем он был: эгоистичным и безответственным лузером или человеком, умеющим мечтать и фантазировать, как барон Мюнхгаузен? Прелесть пьесы в том, что она не дает однозначных ответов.
В «Сатириконе» молодой режиссер Надежда Кубайлат и художник Денис Сазонов предложили для нее очень жесткое, однотонное решение. Весь сценический павильон здесь залит тревожным, ярким желтым цветом – как известно, цветом обмана и предательства. На его фоне выделяются лишь синий прямоугольник лифта – как портал в подсознание героя, и ярко-красный костюм капитана Крюка – главного страха Дани. Интонации и пластика героев, их строго геометрические передвижения по сцене так же одномерно-схематичны и лишены полутонов. В этом насквозь лживом мире взрослых единственно живым и искренним выглядит мальчик в трогательном белом костюме овечки (Алина Доценко).
Объясняется это отстраненно-формально решение отчасти тем, что перед нами – воспоминания выросшего Дани, его попытка заглянуть в прошлое и разобраться со своей детской травмой. И это опыт сложный, болезненный, но необходимый. Уметь посмотреть в глаза правде – это и значит, быть взрослым.
Фото: Александр Иванишин