Размер шрифта:
Изображения:
Цветовая схема:

Спектакль «Шутники» в театре «Сатирикон»

Спектакль «Шутники» в театре «Сатирикон» - фотография

Константин Райкин: «Человек сам по себе – это самое низкое звание для нас».

В театре «Сатирикон» премьера: спектакль по малоизвестной пьесе Александра Островского «Шутники». Режиссер Евгений Марчелли, в главной роли – Константин Райкин.

«Пьесу эту предложил мне Константин Аркадьевич - говорит Евгений Марчелли. – Я о ней ничего не знал, как ни странно, а когда прочитал, в первый момент расстроился: не моя пьеса. Я люблю ситуации острые, резкие, чтобы любовь была насмерть, кровь, слезы, несчастья бесконечные. А здесь история нежная, мягкая, наивно простая».
История действительно простая и типичная для Островского: в каждой его пьесе есть богачи, которые подкатываются к красивой, но бедной барышне, молодые люди, промотавшие чужие деньги, и благородные отцы или дядюшки, в последний момент спасающие положение. Но не всегда все заканчивается так благополучно, как в «Шутниках»: двумя свадьбами.

«Крови» в эту благополучную историю Марчелли добавлять не стал, но развернул пьесу так, что действие разворачивается по законам психологического триллера.

Найдет ли молодой чиновник, сватающийся к дочери главного героя, деньги, которые позволят ему закрыть недостачу? Решится ли вторая дочь принять неприличное предложение богатого соседа, чтобы спасти и сестру, и ее жениха, и обеспечить себе безбедную жизнь? И как поступит в этой сложной ситуации отец семейства?

Как и положено в остросюжетном спектакле, режиссер путает карты и выпускает на сцену с ответами на эти вопросы героев других пьес Островского. Словно фигурки в музыкальной шкатулке, двигаются по кругу Лариса Огудалова, Паратов и Карандышев, уже с пистолетом; Гурмыжская и Несчастливцев, тоскующая Катерина и погибающая из-за любви Снегурочка. Как напоминание о том, что до финала еще далеко и всякое может случиться.

Персонажи «Шутников» тоже не дают зрителю расслабиться: у каждого свое подполье, свой секрет: Верочка (Ульяна Лисицина), о которой говорят как о сущем ангеле, оказывается крепкой девицей, не собирающейся выпускать жениха из рук; Анна (Алена Разживина) из смиренной барышни «в летах» в нужный момент превращается в женщину-вамп; жених Верочки, молодой чиновник Александр Петрович (Илья Рогов) из-за денег готов шантажировать будущего тестя. А богатый купец Хрюков (Денис Суханов), грубый и расчетливый, внезапно оборачивается пылким влюбленным. Если у Островского он женится назло выросшим детям, чтобы показать, кто в доме хозяин, то здесь, в спектакле, причина другая: режиссер все-таки добавил в пьесу страсти, которой ему здесь так не хватало.

Все в этом спектакле крутится вокруг любви и денег. Самая смешная сцена – когда Оброшенов, купившись на злой розыгрыш, верит, что в найденном на улице газетном свертке – огромная для него сумма, шестьдесят тысяч, и он по всем правилам получит треть. Его мечты, и планы, и ощущение внезапно нахлынувшего счастья, - все это материализуется на глазах у зрителя. Стоит ему взмахнуть рукой, как в сказке, и на сцене вырастают пальмы в кадках, диваны и столы, и вот уже на пустом месте образовалась комната богатого дома. Остается пристроить куда-то копию «Данаи», на которую льется золотой дождь, но тут оказывается, что в свертке ничего нет, кроме неграмотной записки: «Не ганись за чужим». Сказка закончилась, пальмы уносят, старый чиновник чуть не при смерти от расстройства.

Сцену с золотым дождем и выросшим под его струями оазисом, исчезнувшим, словно мираж в пустыне, невозможно смотреть без смеха – как злоключения бродяги Чарли в «Золотой лихорадке». Константин Райкин – Оброшенов не случайно с начала до конца спектакля ходит в огромных клоунских ботинках. Но есть в «Шутниках» момент, когда он не смешон, а почти страшен – когда кричит богачу Хрюкову: «Молчи! Задушу! Молчи! Ты думал, что я шут! Ну да, я шут и есть, только за дочерей убью, всякого убью!» И только тут начинаешь понимать, почему на нем чаплиновские ботинки, но майка Мэкки-ножа из «Трехгрошовой оперы». Но уходит он после этого скандала, что называется, на дрожащих ногах.

Для Райкина «Шутники» продолжают ряд спектаклей о «маленьком человеке», которому в двадцать первом веке так же трудно защитить свою жизнь, честь и свободу, как и в девятнадцатом. «Человек, его жизнь, его свобода, его личность, это и есть главная ценность. В России это всегда провозглашалось великими писателями, но этого никогда не было в жизни. Нет этого и сейчас. Человек сам по себе – это самое низкое звание для нас». Спектакль, по мнению Райкина, - именно об этом. Хотя в его основе совсем простая история.

Оригинал

фото: Александр Иванишин

Издательство: Story Автор: Татьяна Филиппова 10.01.2020

Спектакли