Танец с ведьмой
"Макбетт" Ионеско обернулся бодрым гиньолем
Пьесу классика театра абсурда Эжена Ионеско "Макбетт" (именно так, с двумя "т") в "Сатириконе" поставил Юрий Бутусов. Он режиссер питерский, тонкий и, как считала Москва до "Макбетта", камерный: театральным людям памятен другой его абсурдистский спектакль - "В ожидании Годо". У Бутусова есть своя легенда: его удачи были связаны с "командой мечты", замечательными актерами, которых потом растащили сериалы. (В "Годо" блестяще играл Константин Хабенский.) Теперь Бутусов выпустил спектакль на здоровенной сцене "Сатирикона". Результат оказался во всех отношениях примечательным.
"Макбетт" Ионеско не тождествен шекспировскому "Макбету" (который с одним "т"): у французского абсурдиста все возвращается на круги своя. Мятежные бароны смахивают на Макбетта, тот не сильно отличается от Банко; победивший Макбетта герой с удовольствием хвастается собственными пороками и мерзостями. Его подданным небо еще покажется с овчинку: молодой человек твердо намерен посвятить себя убийствам, лихоимству и растлениям.
У Ионеско свой собственный сюжет: Макбетта водит за нос ведьма, обернувшаяся шотландской королевой. Бедняга думает, что в него влюблена сама монархиня, а это всего лишь бесовское наваждение. Король заколот, Макбетт и его дама играют свадьбу, но тут ведьма улетучивается, а из подвала выбирается настоящая леди Дункан, проклинающая убийцу горячо любимого мужа... Юрий Бутусов превратил все это в полный мрачного юмора фарс, бодрый гиньоль, где у каждого из персонажей есть своя логика - и никого из них в сущности не жалко.
Сцена завалена бутафорскими трупами, Макбетт (Григорий Сиятвинда) и Банко (Максим Аверин) бодро истребляют врагов короля Дункана (Денис Суханов). Король напоминает персонажа кукольного театра, да и служака Банко выглядит не вполне настоящим. А вот чернокожий (в спектакле) Макбетт - настоящий человек, простодушный, верный, верящий тому, что ему говорят женщины и начальство. Его водит за нос король, его обманывают ведьмы, и он в результате делает то, чего вовсе не собирался. Честный солдат, бодро убивавший во имя долга, зарезав командира, ощущает себя преступником и начинает страдать. Но Юрий Бутусов глядит на макбеттову историю с большим юмором: при Дункане и Макбетте было плохо, при их преемнике будет еще хуже... Да полно - стоит ли из-за этого переживать?
В конце концов все это смешно: забавна похожая на заводную детскую игрушку ведьма (она же королева) Агриппины Стекловой, а льющиеся на сцене потоки крови напоминают о клюквенном соке. Смерть естественна, и трагедия тоже естественна, а победитель Макол (Тимофей Трибунцев), отрекомендовавшийся растлителем и убийцей, со стороны выглядит славным парнем. Он появляется в поднебесье, в светящемся лазерном круге, легко и просто рассказывает о своих смертоубийственных намерениях - и уплывает претворять их в жизнь. Режиссер абсолютно уверен в том, что в процессе эволюции выживают лишь наиболее совершенные, хорошо приспособленные к борьбе за преуспеяние подлецы. Правящие человеческими судьбами ведьмы знают свое дело, но волноваться по этому поводу не стоит.