Размер шрифта:
Изображения:
Цветовая схема:

«Вопрос любви и денег, души и дела». В «Сатириконе» прошла премьера «Шутников»

«Вопрос любви и денег, души и дела». В «Сатириконе» прошла премьера «Шутников» - фотография

Поставил спектакль по пьесе Александр Островского режиссер Евгений Марчелли, главную роль сыграл Константин Райкин 

Танцующий под Майкла Джексона Константин Райкин и музыкальная шкатулка с героями Николая Островского: в «Сатириконе» премьера — спектакль «Шутники». Поставил его режиссер Евгений Марчелли. Это его первый спектакль в этом театре и первая премьера после одного из самых громких театральных скандалов прошлого года.

Евгений Марчелли, неоднократный лауреат «Золотой маски», восемь лет был художественным руководителем старейшего русского театра в Ярославле. В 2019 году вокруг театра разгорелся конфликт. Возникла идея объединить его с петербургской Александринкой. Ничего не вышло. Марчелли добровольно оставил должность и вернулся в Москву.

«Шутники» в «Сатириконе» — его первая постконфликтная премьера. Режиссер вообще известен необычными трактовками классики из-за фокусов, которые он проделывает с Чеховым и Островским. Но малоизвестная пьеса «Шутники» Марчелли сначала не приглянулась. Поставить ее предложил Константин Райкин, который в итоге сам играл главную роль — отставного чиновника Павла Прохоровича. О работе рассказывает Евгений Марчелли.

Евгений Марчелли

театральный режиссер

«Не принять предложение Райкина вообще довольно странно. Второе — он предложил пьесу, которая мне сначала как-то не понравилась. Она мне показалась очень простой, бесхитростной, без потрясений, без пограничных ситуаций. Потом, когда я вчитался в нее, именно этим она меня и привлекла — своей удивительной простотой. С новым коллективом всегда есть моменты долгого поиска языка. Для меня очень сложно найти язык, чтобы меня начали понимать. А так работалось очень легко, сам Райкин и его ученики — одно удовольствие работать с этой группой артистов. Речь идет о теме, которая всегда актуальна, — это вопрос любви и денег, души и дела. Такое конфликтное, пограничное состояние именно этой ситуации».

У Островского во втором действии внезапно появляется много новых действующих лиц, не связанных с основным сюжетом. Это режиссеру показалось странным. И он решил добавить в постановку вместо эпизодических героев знакомых персонажей других известных пьес Островского. На сцене то ли ярмарка, то ли театральный капустник, все это прерывается диалогами героев «Леса», «Грозы», «Бесприданницы», «Снегурочки».

Актеры стоят по кругу, поворачиваются вокруг своей оси, словно фигурки в музыкальной шкатулке, и по очереди ведут диалоги про трагическую любовь. В финале «Шутников» сразу две любовные истории, кстати, заканчиваются свадьбами.

Сам Островский говорил про «Шутников», что именно эта пьеса должна быть в репертуаре любого русского театра. В ней есть и точность, и глубина, и тема маленького человека, отмечает Константин Райкин. Островского он считает лучшим русским драматургом. Одним из самых эпатажных моментов в спектакле становится танец персонажа Райкина под песню Майкла Джексона.

Константин Райкин

художественный руководитель московского театра «Сатирикон»

«Это же сделано как бы вневременно. Майкл Джексон тоже ведь из маленьких человечков, который вдруг стал великим в силу своего таланта и все такое, но в какой-то момент, когда он совершает поступок, я думаю, что здесь имеет место такое хулиганство. Здесь вообще, как мне кажется, довольно много хулиганства — хорошего, режиссерского. Тема сохранения достоинства маленького, социально малозначимого человека всегда кричит и всегда не соответствует реальным законам жизни в России. Когда говорят о национальной идее, говорят про патриотизм. Патриотизм не может быть национальной идеей, потому что это результат определенных взаимоотношений государства и личности. Самая что ни на есть главная ценность — человек, его жизнь, его личность, его свобода. Про попрание этого и попытки это достоинство сохранить и защитить говорят наши великие русские драматурги. Про это вообще эта вещица... «Шутники» — это, с одной стороны, вот эти мелкие подонки, которые шутят над какими-то очень серьезными и святыми вещами, а с другой стороны, здесь много и добрых шуток».

Оригинал

Фото: Александр Иванишин

Издательство: Business FM Автор: Александра Сидорова 20.01.2020

Спектакли